Газета «Наш Мир»
За последние четверть века в российской африканистике появились несколько работ, посвященных исламу и исламской цивилизации в зоне тропической Африки. Тем не менее монографию Анатолия Саватеева с точки зрения методологии, полноты материала и актуальности можно считать новым словом в изучении Черного континента.
Автор исследует распространение исламской цивилизации в Африке южнее Сахары с момента появления на континенте первых групп мусульман, прибывших в Эфиопию еще при жизни пророка Мухаммада, до наших дней. В той или иной степени рассматриваются все регионы и страны, отмеченные хотя бы слабой степенью влияния ислама. В итоге получилась полихроматичная картина происходящего в мусульманских обществах Африки.
Вопреки общепринятым прогрессистским доктринам Анатолий Саватеев принципиально подчеркивает социокультурное многообразие современного мира, его несводимость к одной, западной системе цивилизационного развития, пусть и занимающей главенствующие позиции. Мир ислама обладает своими преимуществами, которые наглядно проявляются в зоне тропической и Южной Африки. Заслуживают внимания разделы о политизации ислама, как и об исламизации политической жизни. Впервые в российской африканистике основательно анализируются экзотические течения исламского фундаментализма и африканские варианты ваххабийи (салафийи), претендующие на роль идейного правоверия.
Актуальность работы обусловливается ее практическими аспектами: автор проводит четкие границы между исламом экстремистским, пытающимся посягать на устои существующей государственности, права и свободы граждан, и мусульманами, которые отождествляют веру и исламский образ жизни с неукоснительным следованием трудовым, моральным, бытовым и прочим заветам Корана.
К числу достоинств книги относятся впервые введенные в научный оборот исторические документы – религиозные социально-политические сочинения Османа дан Фодио, создателя халифата Сокото в Западной Африке (начало XIX века). Исследователь блестяще доказал, что исламская цивилизация не только системно, тотально, глубоко вошла в жизнь народов этой части Африки, но и способствовала интеграции народов за пределами возникшей религиозно-политической общины – халифата.
Неплохо интерпретирует ученый и результаты своих полевых наблюдений в Танзании, где ему довелось апробировать теоретические заключения. Длительный опыт работы позволил ему вскрыть природу и механизмы мирных отношений мусульманской и христианской частей населения этой восточноафриканской страны.
Вполне логичной выглядит структура монографии: она делится на теоретическую, историческую и современную части. Безусловный интерес вызовут разделы, посвященные синтезу исламских структур в виде тарикатов (братств) и африканских традиционных социокультурных структур (возрастные классы). В результате возникли местные варианты мусульманских духовных орденов, демонстрирующих возможности экономического развития и создания гражданского общества в условиях современности. Противоречия между исламистами и тарикатами, указывает Саватеев, служат источником размежевания, а может быть, и раскола в самой мусульманской общине, угрожающего целостности самой исламской цивилизации.
При всех достоинствах монографии в ней присутствуют и положения явно дискуссионного характера, и некоторые неточности. Например, сомнение вызывает склонность рассматривать африканские традиционные культуры как не обладающие универсальными свойствами (глава III). Тем более уже в следующей главе диссертант фактически приходит к обратным выводам...
Андрей Коротаев |