Газета «Наш Мир»
Киргизия, Мавритания, Хараре, Каракас и Сар-КО-зи. По-видимому, заботливая рука спичрайтера, готовившего для президента США текст выступления, рядом с этими названиями стран и городов в скобках указала их фонетическую транскрипцию, чтобы Буш не споткнулся и не оплошал, читая их с трибуны. То же было сделано и для труднопроизносимой фамилии президента Франции. Когда выступление закончилось, злосчастные пометки забыли убрать из рабочей версии текста, и в таком виде он попал к журналистам.
Поскольку известно, что география - слабое место Джорджа Буша, мало кто поверил его пресс-секретарю Дане Перино, заявившей: предположения, что американский президент не способен правильно прочитать без подсказки эти названия, просто оскорбительны. Но на этом географические казусы не закончились. В своем выступлении президент Буш торжественно объявил о ряде мер, которые США примут для "мирного урегулирования в Бирме". Между тем эта страна вообще-то официально переименована в Мьянму. Далее получился казус политический. Безошибочно назвав Кубу Кубой, американский президент заявил: "Долгое правление жестокого диктатора подходит к концу. Кубинский народ готов обрести свободу. И сейчас, когда страна вступает в переходный период, ООН должна настаивать на свободе слова, свободе собраний и, в конечном счете, на свободных и конкурентных выборах". При этих словах вся кубинская делегация покинула зал.
В остальном речь президента текла гладко. Она была построена на том, что 60 лет назад ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. И сейчас международному сообществу надо работать ради великих целей, а именно: ради освобождения народов от тирании и насилия, голода и болезней, неграмотности и невежества, нищеты и отчаяния. Развивая эти тезисы, президент похвалил за "шаги к свободе" Украину, Грузию и Киргизию, а также потребовал поддержать народы, страдающие от жестоких диктаторских режимов в Белоруссии, Северной Корее, Сирии и Иране.
Говоря о необходимости реформ в самой ООН, Буш выразил неодобрение Совету по правам человека за то, что он якобы чрезмерно критикует Израиль, но при этом безмолвствует по поводу репрессий, которые творятся от Гаваны и Каракаса до Пхеньяна и Тегерана. А напоследок президент США порекомендовал принять в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена Японию.
Буш сознательно уклонился от прямого диалога с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом, которому предстояло выступить с той же трибуны несколькими часами позже. Зато Ахмадинежад, второй день будоражащий Америку в качестве то ли "гастролирующей звезды", то ли пиарящегося монстра, не упустил возможности выступить с показательной программой. Кстати, в прошлом году в этом жанре "зажигал" президент Венесуэлы. Однако в этот раз буквально накануне своего выступления в ООН Уго Чавес поездку отменил. Зато в Венесуэлу прямо из Нью-Йорка отправится президент Ирана.
В своем выступлении, практически целиком посвященном критике американской политики, Ахмадинежад умудрился ни разу не назвать США. "Некоторые державы", "определенные силы", "высокомерные страны", "те, кто поставил себя на место Бога" - его намеки были однозначны. И относились к тем, кто присвоил себе право устанавливать правила международного общежития, но в своих интересах нарушать их. Израиль Ахмадинежад именовал "незаконным сионистским режимом, уже более 60 лет оккупирующим Палестину". "Жестокие сионисты организуют убийства палестинцев в их домах и городах, и террористы получают премии мира и поддержку от некоторых держав. С другой стороны, они собирают евреев из разных уголков мира, которые верят фальшивой пропаганде и обещаниям обеспечить их социальными благами, работой, едой, и расселяют их на оккупированных территориях, тем самым обрекая на жестокие ограничения, психологическое давление и постоянные угрозы. Они препятствуют возвращению этих людей на родину", - вещал иранский президент.
Говоря о положении европейцев, Ахмадинежад констатировал: "Известные силы присваивают себе право развернуть ракетную систему, осложняя жизнь гражданам континента и закладывая основу для гонки вооружений".
Не остался без внимания и Ирак: "Оккупанты избавились от иракского диктатора, которого сами же и поддерживали. Никакого оружия массового уничтожения так и не нашли, но оккупация продолжается. Захватчикам не хватает совести на то, чтобы признать свое поражение и уйти из Ирака".
Ахмадинежад заявил об "абсолютно мирном" характере ядерных программ Тегерана. "Иран уже признан страной, способной осуществлять ядерный топливный цикл в промышленных масштабах и мирных целях... Я официально объявляю, что, по нашему мнению, ядерная проблема Ирана теперь закрыта и превратилась в рутинную проблему МАГАТЭ. Разумеется, Иран всегда был и будет готов к конструктивным переговорам со всеми сторонами".
Интересно, что в зале во время выступления Ахмадинежада пустовали все места делегации Израиля, США были представлены единственным мелким чиновником, зато британцы, французы и дипломаты других европейских стран присутствовали практически в полном составе. Когда президент Ирана уходил с трибуны, ему аплодировали, что случается в ООН не очень часто. И, поскольку Буш не позвал иранского коллегу на прием по случаю 62-й сессии, Ахмадинежад продолжил развивать свои идеи на пресс-конференции. Только от одного вопроса он старательно уворачивался: "Вы по-прежнему считаете, что Израиль надо стереть с лица земли?". Хитро улыбаясь, иранский гость заявил: "Вот был Советский Союз - и где он? Куда исчез? А он исчез. И не из-за войны. Был - и нет его". И он прав - с точки зрения географии.
Известия, Елена Овчаренко (Нью-Йорк) |