Газета «Наш Мир»
В Европе решили раз и навсегда покончить с таким архаическим, по мнению некоторых европейцев, институтом, как брак и семья. Лидер одной из крупнейших в Германии партий, Христианско-социалистического Союза, 52-летняя Габриеле Паули, на полном серьезе предложила законодательно ограничить длительность официального брака 7 годами.
По словам Паули, люди слишком быстро устают от брачных отношений, а расторгнуть брак им мешают чувства безопасности и привычки, которые они обретают за годы совместной жизни. А вместе с тем, как считает Паули, пусть лучше люди живут сами по себе, чем поддерживают иллюзию брака, одновременно тяготясь такими отношениями. Впрочем, если муж и жена через семь лет пожелают продлить свой брак, никто им мешать не будет.
Это предложение вызвало бурю гнева со стороны католической церкви Германии. «Заключение брака на срок противоречит самой идее брака, который заключается в намерении создать прочную семью», - сказал Баварскому радио один из представителей церкви.
Однако это абсолютно логичное и справедливое замечание не было по достоинству оценено широкими общественными кругами Германии. Как отмечают специалисты, все дело в том, что в Европе церковь давно растеряла былой авторитет, вследствие чего система ценностей и морали постепенно перешла из области религии в руки чиновничьей братии, которая по своему произволу решает, что есть хорошо, а что плохо.
Вот какие фетвы на счет временных браков дал Юсуф Кардави (р. 1926) — современный исламский богослов из Египта:
Временный брак (завадж-уль-мут'а) – это брак, заключаемый обеими сторонами для физического ублажения в течении определенного промежутка времени. Подобный брак имел место до Ислама в эпоху Джахилийи.
Ислам первоначально разрешил временный брак в узких рамках, равносильных степени крайней необходимости, - во время длительных военных походов, когда мужчины не могли выносить разлуку с женами. В таких крайних обстоятельствах Ислам разрешил временный брак.
Ибн Аббас продолжал разрешать временные браки при крайних обстоятельствах. Но когда он увидел, что люди на практике злоупотребляют его фатвой, он согласился с остальными сподвижниками в том, что временный брак запрещен при любых обстоятельствах.
Далее следует текст другой фетвы Юсуфа Аль-Кардави: «Брак, согласно Исламу, - это прочный договор, который обе стороны основывают на намерении постоянного совместного проживания для достижения упомянутых в Коране психологических целей – душевного спокойствия, любви, милосердия, а также – его родово-цивилизационную цель - воспроизведение и сохранение человеческого рода: «Аллах создал вам жен из вас самих, и дал вам от ваших жен детей, внуков» (Коран, 16:72).
Что касается временного брака – связи мужчины и женщины, которую они заключают на определенное время за оговоренную плату, то в нем не выражаются вышеуказанные нами значения. Пророк (мир ему и благословение) разрешил его во время поездок и военных походов, до того как окончательно сложится исламское законодательство. После чего он запретил его.
Причина первоначальной дозволенности этого брак заключалась в том, что арабы находились на том этапе, который мы можем назвать переходным периодом от Язычества к Исламу. В эпоху Язычества внебрачные половые отношения были легкодоступны и имели широкое распространение. С приходом Ислама, когда им приходилось путешествовать и совершать военные походы, разлука с женами была для них тягостной, тяжелой.
Среди них были как глубоко верующие, так и те, кто не утвердился в своей вере. Последние были на грани того, чтобы совершить распутство. Что касается глубоко верующих мусульман, то они были готовы кастрировать себя. Как говорит об этом Ибн Масуд: «Мы совершали военные походы вместе с Посланником Аллаха, когда с нами не было наших жен. Мы спросил его: «Можем ли мы кастрировать себя?». Он запретил нам это, но разрешил нам заключить брак с женщиной за плату на определенный срок».
Таким образом, дозволенность временного брака являлось облегчением как для не утвердившихся, так и для глубоко верующих мусульман, шагом на пути установления полноценной брачной жизни, в которой реализуются все цели супружества: целомудренность, стабильность, воспроизводство, любовь, милосердие и расширение родственного круга путем брака.
В крайних обстоятельствах пророк разрешил временные браки, затем запретив их. Как передает об этом Али и группа сподвижников. Так в хадисе, который приводит Муслим от Сибрат Аль-Джиханий, говорится, что «он был в военном походе вместе с пророком (мир ему и благословение) при завоевании Мекки. И пророк разрешил им временные браки». Далее он говорит, что «Пророк не покинул Мекку, как уже запретил временный брак».
Но является ли этот запрет равносильным абсолютному запрету брака с матерьми, дочками? Или он равносилен запрету употреблять в пищу мертвечину, кровь и свинину, и снимается при крайних обстоятельствах и перед опасностью совершения распутства?
Большинство сподвижников считает, что после того как шариат окончательно сложился этот запрет абсолютен и не имеет исключений.
Ибн Аббас разошелся с ними во мнении, считая, что временный брак дозволяется при крайних обстоятельствах. Когда Ибн Аббаса спросили о временном браке, он разрешил его при крайних обстоятельствах и малого числа женщин. Но когда Ибн Аббасу стало ясно, что люди применяют его фатву свободно и не ограничиваются рамками крайней необходимости, он отказался от своего мнения. |