Газета «Наш Мир»
Ректор Казахского национального университета имени аль-Фараби Толеген Кожамкулов выступил в Колумбийском университете по проблеме реформирования образовательной системы Казахстана. После содержательной лекции аудитория в лице преподавателей, студентов и аспирантов Колумбийского университета получила возможность задать профессору интересующие их вопросы, передает корреспондент Казинформа.
— Какие три основные реформы вы считаете нужными осуществить для достижения университетом международной конкурентоспособности? Как известно, в Америке многое любят измерять деньгами, и я дам Вам 100 миллионов долларов, если вы ответите на мой вопрос.
— Для нас самое главное — поменять менталитет. Это самая трудная задача. Студенты должны понять, что знания нужны именно им самим. Это должен понять преподавательский состав, который имеет инерционное мышление. Мы надеемся, что программы «Болашак» и PhD помогут нам изменить менталитет.
Что касается денег, то, во-первых, с этими деньгами меня не выпустят. Я учился в Физико-техническом институте им. А. Ф. Йоффе в Ленинграде. На 50-й юбилей института собрались выдающиеся ученые физики, в том числе П. Л. Капица. Как вы знаете, он работал в Великобритании у Э. Резерфорда, и одну из его идей использовали в производстве. П. Л. Капице было необходимо оформить какие-то документы, чтобы получать прибыль, но он отказался. И когда его спросили, действительно ли он отказался от этих больших денег, которые можно было положить в банк и жить на проценты, он ответил: «У человека должен быть один бог. Мой бог — это наука».
Но я не Капица. Мы предприняли много реформ, но оплата труда преподавателей осталась на уровне прошлого века. Я спрашивал о механизме финансирования во многих странах мира и не получил ответа. На вопрос, сколько стоит обучение одного студента, также никто не ответил. Я должен быть в состоянии увеличить оплату более востребованным преподавателям и разорвать контракты с другими. И этот механизм должен найти отражение в «Законе об образовании». Чтобы не изобретать велосипед, я хотел бы поинтересоваться, какова система оплаты у вас в университете? Мне не нужно 100 миллионов долларов, нужен ответ на этот вопрос.
— Есть ли среди научно-исследовательских институтов центры, занимающиеся гуманитарными науками, такими, как история, культура, языковедение, подобных Институту истории и этнологии имени Ч. Валиханова?
— Как я уже говорил, всего 293 гранта были выиграны учеными университета совместно с коллегами из других стран. В основном они относятся к естественным наукам, которые не имеют границ. Исследования в области культуры, истории, языка, поскольку мы стали суверенным государством, являются очень важной национальной составляющей. Сейчас в этом направлении предоставлено 17 грантов, хотя раньше их не было. Нет проблем с тем, чтобы открыть такие центры, но где находить источники финансирования их работы.
— Наследием советского периода для вузов осталось содержание образовательных программ. То есть определение государством того, что и в каком объеме должно преподаваться в университете. Насколько в Казахстане сохранилась эта тенденция?
— Этот вопрос связан с необходимостью введения автономии вуза, но, согласно новому «Закону об образовании», такого положения нет. Министерство образования и науки РК определяет спектр специальностей, по которым мы должны готовить специалистов. Что касается содержания, около 30 процентов программы диктует сам преподаватель, 70 процентов идет как государственный стандарт. На мой взгляд, пока не будет автономии вузов, реальной среды для конкуренции не будет.
— Как вы оцениваете введение единого экзамена для школьников после окончания школы?
— Здесь есть свои плюсы и минусы. Но в целом я считаю, что это шаг вперед, и многое зависит от качества тестов. Улучшение их качества — процесс продолжительный по времени.
— Ваше мнение относительно перевода казахского языка на латиницу?
— Вместе с коллегами из Узбекского национального университета наши ученые выиграли грант нашего правитель-ства на исследование этой проблемы. На основании результатов будут внесены соответствующие предложения, после чего вопрос будет обсуждаться в обществе. Это не решается командным методом. Я не специалист в этой сфере. Мне вы можете задать вопрос по физике. А здесь должны работать и высказывать мнения профессионалы.
— Каково законодательное обеспечение проводимых реформ в сфере образования Казахстана?
— Все уровни системы образования нашли отражение в «Законе об образовании» так же, как и научные степени, соответствующие международной градации. Сейчас в Казахстане осуществляются реформы по всем направлениям, и они не могут не отражаться на образовании. Два года назад в Давосе я имел возможность сравнить казахстанский этап реформирования системы образования с украинским, к примеру, и могу сказать, что Казахстан ушел далеко вперед. В настоящее время у нас нет Академии наук, финансирование которой осуществлялось за счет бюджетных средств. Сейчас научно-исследовательские институты возникают при вузах, потому что нормальное качественное высшее образование невозможно без реальной науки.
Алия Алтынгазина, КАЗИНФОРМ |