Газета «Наш Мир»
Главные политические новости во вторник пришли из Ирана, где состоялся саммит пяти прикаспийских государств. Лидеры Казахстана, России, Туркмении, Азербайджана и Ирана решали, как совместно осваивать Каспийское море, обладающее огромными ресурсами.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в сопровождении представительной делегации прибыл в понедельник утром в Тегеран для участия в саммите.
В аэропорту казахстанского Президента встречал министр иностранных дел Манушер Моттаки.
Владимир Путин приехал в Тегеран впервые — советских лидеров там не было со времен легендарной Тегеран–ской конференции 43-го.
Накануне приезда Президента РФ прозападные СМИ стали упорно распространять информацию о том, что визит Путина в Тегеран может не состояться из-за угрозы покушения. Сам же глава российского государства тотчас заявил, что угрозы не заставят его отказаться от запланированной поездки. «Я, конечно, еду в Иран», — заявил в понедельник 15 октября Путин на пресс-конференции в Висбадене после встречи с канцлером Меркель, а позже добавил: «Если реагировать на различные угрозы и следовать указаниям службы безопасности, то из дома можно было бы не выходить».
Владимира Путина в бывшем дворце иранских шахов встречали почетный караул и Махмуд Ахмадинежад. Сенсационное присутствие российского Президента на саммите в Тегеране придало необычное измерение этой, обычно непримечательной, региональной встрече. Однако иранский Президент и тут не отказался от своих правил, даже официальные переговоры он ведет в рубашке с открытым воротом. Галстук здесь не принят со времен имама Хамейни, который назвал его опасным западным символом и империалистической удавкой. Махмуд Ахмадинежад поприветствовал Владимира Путина у входа в резиденцию. Затем прозвучали гимны двух стран.
Главы пяти стран — Президент России Владимир Путин, Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов собрались в дворцовом комплексе «Садабад», который Президент Ирана использует для встреч с высокопоставленными коллегами из других стран.
$IMAGE4-left$ Любопытный момент, демонстрирующий, с каким настроением проходила встреча. То, как тепло приветст–вовали друг друга Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев и характер переговоров «прикаспийской пятерки» — свидетельствовало без слов. Казахский Президент подтвердил, что удалось сблизить позиции и понять: неразрешимых противоречий у лидеров «прикаспийской пятерки» нет.
«Разногласия, которые мы обсуждали, не носят неразрешимого характера. И мы сегодня все пощупали и нащупали, что можно придти к соответствую–щему консенсусу.
Казахстан — сторонник добрососедских отношений на Каспии — заинтересован в углублении сотрудничества и видит аналогичное желание других стран», — отметил Назарбаев.
«Мы поддерживаем предложение Ирана о регулярных встречах глав МИД для дальнейшей проработки вопросов, которые еще не согласованы», — сказал Президент Казахстана.
Нурсултан Назарбаев выступил за пересмотр квот на вылов осетровых в Каспийском море. «Необходимо пересмотреть дискриминационные решения, так как больше нет двух государств — СССР и Ирана, а есть пять независимых государств», — заявил Нурсултан Назарбаев, выступая на открывшемся сегодня в Тегеране втором саммите прикаспийских государств.
«Существующие квоты на вылов осетровых — 45 % — Иран, 27 % — Россия и остальные 28 % на три государства — не отвечают сегодняшним реалиям», — уверен казахстанский лидер. Он считает, что необходимо подготовить «научное обоснование использования биоресурсов» и решить этот вопрос «путем подписания соответствующего пятистороннего соглашения».
«Мы по некоторым вопросам фактически достигли единства. И это вопросы весьма существенные для всех наших стран. Мы договорились о том, что подтверждаем суверенитет над Каспием исключительно прикаспийских государств, в том числе и вопросов недропользования. И второе: мы договорились о том, что судоходство осуществляется только под флагами прикаспийских государств, что тоже, на наш взгляд, является чрезвычайно важным», — заявил Владимир Путин.
«Что касается хозяйственной деятельности на дне и в недрах, она может осуществляться в рамках национальных зон недропользования, их пределы в северном Каспии установлены. Мы полагаем, что и по южному Каспию заинтересованные стороны найдут сбалансированное и взаимоприемлемое решение. При этом для заключения соглашения о разграничении дна в целях недропользования можно и не дожидаться выработки конвенции по правовому статусу Каспия в целом», — отметил российский Президент.
Скорейшее принятие конвенции в большей степени необходимо Ирану и Туркмении. Они не присоединились к трехстороннему договору между Россией, Азербайджаном и Казахстаном, который уже четыре года позволяет решать вопросы разработки ресурсов на 60 процентах каспийской территории. Теперь Туркменистан требует справедливости от соседей. «Для Туркменистана остается неприемлемой практика односторонних действий на Каспийском море, и в первую очередь в проведении нефтяных работ на тех участках, где отсутствуют договоренности сторон», — заявил Гурбангулы Бердымухаммедов.
Резюмировал и Владимир Путин: «Мы констатируем необходимость решать все вопросы путeм диалога, учитывая интересы друг друга и соблюдая суверенитет, отказываясь не только от применения какой-либо силы, но и от упоминания возможности применения силы. Это очень важно. Важно и то, что мы говорим о невозможности предоставления своей территории для других стран в случае агрессии или каких-либо военных действий в отношении одного из прикаспийских государств. Это важные принципы, которые закрепляются в этом документе. Они создадут ту атмосферу доверия, используя которую, мы сможем в конечном итоге решить все основополагающие принципы, которые заложим в этом регионе на многие годы вперед».
Результатом саммита стала «Декларация пяти прикаспийских государств», которая содержит пункт о невозможности предоставления территорий этих стран третьим сторонам для военной агрессии против соседей.
Заявление о том, что страны Каспия имеют право на свои ядерные программы мирной направленности, на иранской земле прозвучало как нельзя кстати. Ядерная программа Ирана для некоторых как кость в горле. Безусловно, без ее обсуждения на двусторонней встрече Владимир Путин и Махмуд Ахмадинежад обойтись не могли. Плюс к этому российский президент отметил, что взаимодействие двух стран все интенсивней. И не только в энергетике, но и в авиастроении, и в космосе.
Россия и Иран договорились, что строительство и пуск атомной электростанции в Бушере будут проведены в соответствии с графиком. Также Иран подтвердил свою готовность к сотрудничеству с РФ в сфере строительства второго и третьего энергоблоков Бушерской АЭС.
Помимо вопросов экономического и энергетического сотрудничества в ходе переговоров стороны затронули вопросы международных отношений. В частности, в документе отмечается, что Россия и Иран выступают за сохранение единства, территориальной целостности и суверенитета Ирака, за прекращение иностранного военного присутствия в этой стране.
«По завершении визита в Иран Президент Российской Федерации В. Путин выразил благодарность Президенту Исламской республики Иран М. Ахмадинежаду за гостеприимство и тёплый приём и пригласил посетить Россию в удобное для него время. Приглашение было с благодарностью принято Президентом Ирана. Стороны условились согласовать сроки визита по дипломатическим каналам», — говорится в заявлении. |