Газета «Наш Мир»
Оказывается, немаловажная роль в победе войны 1812 года принадлежит казахскому народу! Именно его воины одни из первых двинули из степей свои многочисленные конные отряды против Наполеона, а казахский конный полк первым вошел в Париж. Во всяком случае, так утверждает алматинец Марат Данаев.
Вот что рассказал Марат, приехав к нам в редакцию:
— Мой далекий предок Данабек лично участвовал в войне против Наполеона и даже дошел с боями до Парижа. Помню, еще в детстве прабабушка рассказывала мне семейную легенду, передающуюся из поколения в поколение уже третий век. Все началось с того, что я заинтересовался корнями нашей фамилии, явно неказахского происхождения. Оказывается, наш предок Данабек вернулся из Парижа не только с богатыми трофеями, но и невестой-француженкой. Более того, в честь своего боевого похода Данабек взял себе новое имя — Данай, поскольку именно так называли его французы из-за трудного произношения настоящего имени. Так и пошла наша фамилия — Данаев. Всем своим детям, внукам и правнукам Данабек тоже давал французские имена. Эта традиция сохранилась в нашей семье по сей день: например, мою прабабушку звали Луиза, а родного дядю — Ален. Да и внешне все мы не очень похожи на казахов: видимо, сказалась кровь нашей далекой бабушки, привезенной Данабеком из Парижа.
Действительно, внешностью Марат очень напоминал французского актера Жана Маре, сыгравшего в знаменитом фильме «Фанфан-Тюльпан».
Но внешность внешностью, а проверить надо. Уж больно рассказ Марата Данаева напоминал сказки из серии «Казахстан — родина слонов». И я пустилась в исторические изыскания.
Лошадью ходи, лошадью!
В юности Наполеон пришел к известной гадалке. Она посмотрела на него и произнесла: «Тебя погубят люди, которые едят лошадей». Тогда он только посмеялся над словами ворожеи. А позже, призывая к сопротивлению свою армию, Наполеон сам говорил, что Франции грозит нашествие «диких людей, которые едят лошадей».
— Именно наполеоновскую эпоху можно считать временем, когда началась национальная консолидация, — рассказывает полковник, ветеран КГБ КазССР Николай Ивашкевич. — Ведь народы Российской империи имели о тех, кто жил с ними в одном государстве, очень приблизительное представление. И то, что они собрались в одной армии, стало для них открытием друг друга. С 1812 года казахские воины прошли всю Отечественную войну, участвовали в заграничных походах русской армии и закончили свой боевой путь в Париже.
Вот как о казахских воинах отзывался поэт, генерал-лейтенант, партизан Денис Давыдов: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных».
Одетые в национальные боевые костюмы, вооруженные пиками, луками, саблями, фитильными ружьями, казахи одни из первых пришли на помощь русской армии. Своим необычным для европейцев внешним видом они наводили панический ужас на французских солдат.
Истинные сыны отечества
Киргизы, или киргиз-кайсаки (так в XIX веке называли казахов) внесли свой посильный вклад в изгнание из России наполеоновских войск. В одной из тогдашних газет сообщалось: «Киргизы, известясь о насильственном вторжении французов в пределы России, оказались столь же усердными и истинными сынами отечества, как и прочие сограждане во всем пространстве Российской империи».
Война действительно всколыхнула всю страну. Как писал историк и участник Отечественной войны А. И. Михайловский-Данилевский: «Не осталось города и селения, где не разгоралась бы любовь к отечеству. Ждали только повеления идти поголовно. Все племена неизмеримой Российской империи слились в одну душу и, невзирая на различие нравов, обычаев, климата, наречия, веры, доказали, что все они по чувствам родные между собою».
— Всего мусульманские народы дали русской армии во время Отечественной войны около 25 тысяч бойцов, — продолжает свой рассказ Николай Сильвестрович. — По моим подсчетам, в ней участвовало 10-11 тысяч казахов. К сожалению, во времена Советского Союза, когда всю историю переписывали с чистого листа, были уничтожены многие данные о народах и их героях-участниках войны 1812 года. Я собирал эту информацию по крупицам: войны в истории разных народов — мое хобби. Замечу, что очень много казахов сражалось в составе казачьих и башкирских частей.
Например, Казыбай (Николай) Черныш родился в 1770 году. Его родители погибли, а воспитали Казыбая казаки. В службу вступил казаком, через год в 1788 году получил чин есаула. Воевал с горцами на Кавказе, участвовал в войне с турками в 1807–1811 годах. В 1812 году командовал четырьмя казачьими полками. Отличился в Тарутинском сражении, за что был награжден орденом Святой Анны I степени. За успешное преследование отступавших из России наполеоновских частей получил орден Святого Георгия. В 1814 году сражался во Франции при Сен-Дизье, Бриеине, Ла-Ротьере. Погиб под стенами Парижа.
Или еще неизвестный казахский герой Аким Булатов. Тоже воспитанник казаков. Родился в 1773 году. Был принят на службу в 1792 году. В 1794 году был участником штурма Праги. В 1807 году сражался с французами под Гейльсбергом, за что награжден орденом Святого Георгия. В 1812 году в должности начальника бригады третьего кавалерийского корпуса участвовал во многих арьергардных боях (бои, предпринимаемые для того, чтобы задержать наступающего противника и тем обеспечить отступление главным силам). Затем воевал в отряде генерал-адъютанта Голенищева-Кутузова при Велиже, Витебске, Звенигороде, при освобождении Москвы. Погиб во время преследования противника до русских границ.
За героизм, проявленный в Бородинском сражении, казахский воин Майлыбай-улы был награжден серебряной медалью, а старшина первого тептярского полка Карынбай Зындагул-улы — медалью на голубой ленте. В сражениях под деревнями Малаево болото и Левия 27 июля 1812 года отличились казахские воины Мурат Кулшоран-улы и Ериш Азамат-улы.
В сражениях при Рамоново героически сражались воины Боранбай Шуашабай-улы и есаул Ыксан Аубакир-улы. За героизм в сражении под Вязьмой есаул первого тептярского полка Сагит Хамит-улы был награжден орденом Святой Анны III степени.
Сражавшийся в составе Башкирского полка казах Нарынбай Жанжигит-улы за проявленный героизм стал полным кавалером ордена Георгия. В составе башкирского полка сражался и воин-поэт Амен Байбатыр-улы.
Жанжигит-улы и Байбатыр-улы, участвовавшие в штурме городов Лейпциг и Глогау, затем присоединились к русским военным частям, направленным генералом Беннигсеном для разгрома французских отрядов, отступивших к городу Эрфурт. Воины этого полка 18 марта 1814 года одними из первых вошли в столицу Франции.
Выходец из младшего жуза казах Яков (Жакуп) Беляков в составе третьего Оренбургского полка принимал участие и в русско-турецкой войне, получив награду из рук Кутузова. Чуть позднее третий Оренбургский казачий полк уже под командованием Жакупа Белякова был в авангарде войск Беннигсена, позже действовал в составе партизанского корпуса Сеславина, сражался под Лейпцигом, Веймаром, Ганау, Мезьере, Ла Ротьере.
Кстати, известный казахский поэт Жаяу Муса — также участник Отечественной войны. Именно после нее он получил это прозвище — Жаяу, то есть пеший. Когда он вернулся с войны на родину, его спросили, где он воевал. Муса ответил, что в пехоте (жаяу аскер). Родственники и соседи его не поняли и обсмеяли. Для людей, не представлявших войны без лошади, это показалось шуткой или даже издевкой. Якобы с тех пор за поэтом прикрепилось прозвище Пеший Муса.
Восточные амуры
«Не токмо стародавние сыны России, — писал участник событий 1812 года С. Н. Глинка, — но и народы кочующие, и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую».
— Поскольку не все казахи проходили армейскую выучку, которую проходят регулярные войска, некоторые из них не участвовали в регулярных боях. Вместе с казаками они делали фланговые объезды, нападали на обозы, — рассказывает Николай Сильвестрович. — Я знаю про один случай, когда казахские всадники очень сильно напугали французов. Они прикрывали другие войска передвигающейся армии и, завидев французов, выпустили в них несколько сот стрел. Те французы, что остались в живых, долго вспоминали невиданных воинов с изумительным оружием. И после этого случая начали называть казахских джигитов восточными амурами.
Немало казахов погибло на Бородинском поле. Сразу после этой битвы, в период подготовки контрнаступления русской армии, казахи, башкиры и татары входили в состав подвижных конных отрядов, действовали в тылу наполеоновских войск.
В сентябре 1812 года, в период подготовки контрнаступления, когда основные силы русской армии были сосредоточены в Тарутино, остро ощущалась необходимость в пополнении. В эти дни казахи совместно с татарами и башкирами сформировали почти 30 полков.
На всем протяжении боевых действий военные формирования, в состав которых входили казахские джигиты, находились в самых горячих точках Отечественной войны. Уже при бегстве французов из России в составе корпуса генерал-лейтенанта Эссена казахско-башкирско-татарская конница преследовала разлагающуюся армию Наполеона в районе Дропчина по обоим берегам реки Буг.
Помимо этого, конница участвовала в изгнании французов из Гамбурга, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне и других германских городов. В Веймаре солдаты встретились с немецким писателем и мыслителем И. В. Гете и подарили ему лук со стрелами и саз сырнай (казахский национальный духовой музыкальный инструмент).
Денис Давыдов писал о казахах: «Судьбоносные старые времена его проверки свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой. Мы не знаем, в какую политическую форму в дальнейшем оденется этот великан, но совершенно несомненно, что он, как и прежде, будет нашим соседом, и нам небезразлично, как он будет к нам относиться».
Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала ветерану ВОВ и ветерану КГБ КазССР полковнику Николаю Ивашкевичу.
Галина НАУМОВА |