Газета «Наш Мир»
Мы продолжаем беседу с автором книги «Пора понимать Коран» Юрием Михайловым. Напоминаю, что эта книга весьма популярна в России, а теперь становится таковой и в Казахстане, так как издан достаточно большой тираж этой книги специально для казахстанского читателя.
Итак, мы продолжаем вместе с уважаемым автором отвечать на вопросы, которые поступают в адрес нашей редакции относительно его книги, относительно Корана и всего того, что связано с нашей религией, с Исламом.
— Юрий Анатольевич, Ислам — одна из мировых религий, объединяющая огромное количество последователей, число которых все увеличивается. Но, тем не менее, мы можем часто слышать упреки в том, что некоторые принципы, некоторые положения этой религии не соответствуют тому, что называют общечеловеческими ценностями. Так ли это?
— Нет, конечно. Дело в том, что это говорят люди, не знакомые с Кораном и подлинным положением вещей в Исламе. И это их проблемы. Но, вместе с тем, это проблема и мусульман, которые, к сожалению, в большинстве мест своего проживания до сих пор не построили такое общество, о котором говорится в Коране. Я не имею в виду количество мечетей и соблюдение столпов, предписанных Исламом, я говорю о другом — о фактическом отсутствии государства, где ценность человеческой жизни высока и находится на первом плане. Причем ценность жизни человека не как биологического существа, а как жизни существа, призванного Богом к служению, которое подразумевает полную самореализацию. Назовите мне хоть одну мусульманскую страну, правительство которой всерьез озабочено проблемой развития способностей каждого своего гражданина. Не назовете. Более того, в конституции ни одной из стран я этого не видел. Да, там есть право на труд, на отдых, на образование. Но там не прописана обязанность государства озаботиться творческой судьбой каждого человека.
С моей точки зрения, это самая большая проблема мусульманского сообщества на сегодняшний день: недекларируемость ни одним государством, называющим себя исламским, таких задач. Другое дело, что их трудно реализовать — это проблема ответственности, проблема конкуренции жизни. Ведь, представьте себе ситуацию. Допустим, я хозяин крупного предприятия, у меня полно денег. Так вот, кого я, скорее всего, поставлю руководить этим предприятием? Конечно, своего собственного сына, тем самым внося элемент дискриминации по отношению к тому обществу, которое меня окружает.
— Почему?
— Потому что по Корану, средства полученные человеком в свое управление — это одна из форм испытания человека Богом, и задача состоит в том, чтобы каждый человек, осознавая свою миссию, и каждый хозяин капиталов понимал, что его миссия на этом свете определяется не его желаниями, а его ответственностью перед Богом и обществом. Перед Богом хотя бы за то, что появился на свет.
— То есть Вы считаете, что рождение человека — это воля Бога?
— Безусловно. В Коране прямо говорится, что Бог участвует в рождении каждого человека, без исключения. Выражается это, в частности, в индивидуальности характера, в индивидуальности дарований, внешнем облике. Этот комплекс особенностей и индивидуальностей человека должен быть развит на благо окружающих. В этой связи, я хотел бы сказать о той системе идей, которая заложена в Коране и которая подкрепит мои предыдущие тезисы.
Человек — это неравновесная система, а Коран — это религия середины. И когда человек появляется на этот свет, Бог наделяет его свободой воли — свободой верить в Бога и свободой не верить в Него. Вера в Бога — это следование законам Бога. Грех — это несоблюдение законов Бога, и, отнюдь, не то, что человек может сам для себя возомнить в качестве греха. Человек не может изобрести некое поведение, которое он назовет греховным, а какое-то поведение объявить негреховным.
— Вы хотите сказать, что не человек определяет греховность и безгрешность?
— Да, это определяет только Бог. Например, если вы скажете, что с завтрашнего дня начнете игнорировать закон всемирного тяготения, то назавтра не станете ходить на голове. Вы будете продолжать ходить на двух ногах. Это наглядная ситуация, когда человек не может изменить закон Бога. Весь физический мир — это система Его законоположений, и мы в ней живем. Организм функционирует в гармонии с этими законами, мы полностью зависим от целого комплекса физических законов, и никто не обсуждает это. Но, есть другой свод законов, законов социального, нравственного поведения, моральный кодекс, если хотите. Так вот, с точки зрения Ислама, нравственно все то, что соответствует законам Бога, и эти законы прописаны в Коране.
— В некоторых мусульманских странах, например, нельзя носить галстук, но, при этом, я не читал в Коране, что это запрещено.
— Совершенно верно. Это как раз проблема иджтихада (самостоятельный интеллектуальный поиск), о котором я говорил раньше. Тут не нужно подменять Ислам обрядоверием. Эта проблема существует в большинстве религий, когда верующие считают, что слепое восприятие кем-то высказанных положений как истинных, это и есть то главное, что есть в религии. Поэтому подобная практика отдельных стран является делом верующих тех стран, и необдуманное подражание их предпочтениям — это одна из форм зависимости, о которой я говорил в предыдущей беседе.
— Я недавно был в Афганистане и заметил, что афганские женщины носят весьма модные по меркам этой страны плиссированные хиджабы сине-голубого цвета. В Иране я такого не видел, там ходят в черном. Вы правильно сказали, что это предпочтения самих верующих этих стран. И вовсе необязательно, наверное, в Казахстане женщинам наряжаться как в Иране, а женщинам Турции одеваться как в Афганистане. Или, я не прав?
— Вы правы, я только хочу подчеркнуть одно. Вера в Бога предполагает, в первую очередь, не ношение «правильной» одежды, а то, как себя человек ощущает в этом мире. Я уже говорил, что физические законы не изменишь, и надо понимать, что это и есть тот порядок, который гласит, что человек — раб Божий, что человек обязан соблюдать законоположения социальной жизни и нравственности, о которых говорится, опять же, Богом.
Если мы будем вести неправедный образ жизни, то есть не соответствующий заповедям Бога, то мы начнем, в прямом смысле, болеть, мы начнем страдать, начнут разрушаться семьи. Так вот, что такое общечеловеческие ценности? Люди, ведь, сами себе эти ценности не изобрели. Общечеловеческие ценности — это та система поведения, соблюдение которой поможет стать людям счастливыми. Но, повторюсь, эту систему изобрели не люди. Это даровано Богом. Причем, у разных религий эти ценности тоже разные, но очень важно понимать, что поскольку источник у монотеистических верований один, то эти ценности во многом могут совпадать. Культы разные, но главные заповеди одни: не воруй, не убей, будь честным и т. д. Поэтому, если мы начнем жить в соответствии с этими нормами, то я не вижу почвы для того, чтобы поднимать вопрос о какой-то конфликтности.
— А есть ли в Исламе ценности, несовместимые, скажем, с ценностями Христианства или Иудаизма, и наоборот?
— Конечно, они есть. Но, понимаете, если один человек любит читать стихи, а другой романы — это не повод для ссор и выяснения отношений. Если в одной религии одни продукты питания разрешены, а в другой — запрещены, это не основание для разногласий.
Я думаю, что конфессиональные различия — это то разнообразие мира, которое сотворено Богом, и не нам его (разнообразие — прим. ред.) унифицировать. Это первое. Второе. Разнообразие — это то, что украшает нашу жизнь, и почему бы не видеть в этом определенные плюсы, связанные с некой соревновательностью в том, кто больше праведен. Почему бы на собственном примере не пытаться доказывать иноверцам, что твой образ жизни дает больше преимуществ в самореализации и достижении богоугодных целей? На этом пути надо соревноваться, я повторяю, соревноваться, а не воевать. И, возможно, такое соревнование может стать когда-нибудь определяющим фактором в развитии человечества. И здесь, как говорится, каждый из нас волен выбирать свой путь, образ жизни согласно своему вероубеждению.
— Спасибо. Мы прервемся на этом, чтобы продолжить в следующем номере. Напомню, что мы беседуем и отвечаем на вопросы наших читателей вместе с автором книги «Пора понимать Коран» Юрием Анатольевичем Михайловым. До встречи, читайте нас.
Газета "Наш Мир" - Рустам Арифджанов, Таир Адилов |