Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Биография большой страны
Газета "Наш Мир"

    Газета «Наш Мир»,

    В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство – Республика Казахстан.

    День Республики

    День Республики связан с исторической датой — утверждением суверенитета Казахстана. 25 октября 1990 года Верховным Советом Казахской ССР была принята Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», которая стала поворотным пунктом в развитии страны.

    Декларация торжественно провозгласила создание демократического, социально ориентированного и правового государства. Впервые Казахстан на тот момент заявил о себе как об уникальном, неповторимом субъекте, имеющем собственное мировоззрение, индивидуальные обычаи, традиции, а также видение своего будущего развития.

    Декларация заложила основы независимости казахстанской государственности. В ней были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: собственные территория и гражданство; самостоятельность и полнота государственной власти; государственный бюджет; самостоятельность в международных отношениях, классические символы государственного суверенитета — Герб, Флаг, Гимн, а также своя национальная валюта.

    Государственный суверенитет Казахстана и неприкосновенность его территории обеспечивались политическими, правовыми и экономическими гарантиями.

    Декларация о государственном суверенитете 1990 года закрепила конституционно-правовой статус Казахстана как полнокровного субъекта международного права.

    Казахстан самостоятельно приступил к смене общественно-политического строя, взяв курс на построение демократического общества, основанного на рыночной экономике. Фактически этим актом было заложено основание нового государства на карте мира — будущей Республики Казахстан.

    Историческое значение Декларации состоит и в том, что она стала основой для разработки Конституции Казахстана 1993 и 1995 годов и других законодательных актов. Принятие впоследствии Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года окончательно завершило конституционное оформление становления нашей страны как независимого и самостоятельного государства.

    Поэтому событие, послужившее источником новой формы государственности, является общенациональным по своему масштабу. Законом Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года №267 «О праздниках в Республике Казахстан» этот день включен в перечень государственных праздников.

    Такая история

    Если обратиться к письменным источникам, то можно констатировать, что государственность у казахов сформировалась к 1470 году, когда на территории Казахстана, в его юго-восточных районах — Семиречье и в долинах реки Чу — казахские султаны Джанибек и Гирей смогли возглавить многочисленные племена, объединившиеся в племя «казах», «казахи».

    В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, в состав ханства вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе.

    В истории мусульманского мира XVI век — важная веха, с которой начинается отсчет нового времени. «В новой истории мусульманства, — писал выдающийся востоковед В. В. Бартольд, — в противоположность очень быстрой смене династий и вообще политической неустойчивости власти, небольшим размерам государств и поэтому отсутствию какого бы то ни было патриотизма, мы теперь встречаем государства, которые там образуются. Мы видим мусульманскую державу Великих Моголов в Индии, затем Турцию, Персию...». Приблизительно в это же время в Центральной Азии возникло Казахское ханство.

    Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан, и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы казахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи.

    Этноним «казах», давший название государству, — тюркское слово. По мнению большинства исследователей, он означает «вольный человек». Казахи были свободолюбивыми кочевниками и земледельцами, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек.

    География

    Республика Казахстан — государство в Центральной Азии. С 1936 по 1991 Казахская Советская Социалистическая Республика входила в качестве союзной республики в состав СССР. Независимость страны была провозглашена 16 декабря 1991 после подписания Беловежского соглашения (8 декабря 1991) между Россией, Белоруссией и Украиной о создании СНГ и фактического распада СССР. 21 декабря 1991 Казахстан вошел в состав СНГ. На севере и западе Казахстан граничит с Россией, на востоке с Китаем, на юге с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном; на юго-западе омывается водами Каспийского моря. Столица страны — Астана (с 10 декабря 1997); до мая 1998 называлась Акмола (ранее Целиноград, Акмолинск). До декабря 1997 столицей являлся город Алматы.

    Цифры

    Как сообщает Агентство по статистике РК, численность населения Казахстана по состоянию на 1 июля 2006 года составила 15.301.400 человек, в том числе городского — 8.763.900 (57,3%), сельского — 6.537.500 (42,7%).

    В республике проживают представители более чем 120 национальностей. На 1 июля численность казахов составила 9.008.000 человек (58,9% от общего населения Казахстана), русских — 3.962.100 (25,9%), украинцев — 444.700 (2,9%), узбеков — 433.500 (2,8%), уйгуров — 231.400 (1,5%), татар — 229.100 (1,5%), немцев — 222.500 (1,5%).

    По сравнению с показателями 1 января с.г. количество казахов увеличилось на 94.700 человек (на 1,1%), узбеков — на 4.600 (на 1,1%), уйгуров — на 1.600 (на 0,7%). В то же время численность русских снизилась на 17.200 человек (на 0,4%), украинцев — на 4.100 (на 0,9%), татар — на 500 (на 0,3%), немцев — на 200 (на 0,1%).

    Согласно концепции устойчивого развития Казахстана, разработанной Министерством охраны окружающей среды, численность населения республики к 2024 году должна составить 18 млн. человек.

    Природа

    Более 3/4 территории Казахстана занимают равнины с высотами от 100 до 300 м над уровнем моря. На крайнем юго-востоке и востоке простираются хребты Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау и Алтая с высотами от 3000 до 6995 м (пик Хан-Тенгри). На крайнем западе расположена Прикаспийская низменность, частично лежащая ниже уровня Мирового океана (уровень Каспийского моря — 27 м). В центре страны обширные территории занимает разрушенная горная система Казахского мелкосопочника.

    В пределах равнин распространены песчаные и глинистые пустыни (Кызылкум, Мойынкум, Бетпак-Дала), полупустыни и сухие степи. Для молодых гор юго-востока характерны сильная расчлененность и вертикальная поясность. На севере республики преобладают степи и лесостепи. 23% территории страны (северная часть) пригодны для земледелия, 70% — для отгонного животноводства.

    Около 80% территории республики относится к бессточным областям и бассейнам внутреннего стока. Иртыш, Ишим и Тобол, протекающие по северной и северо-восточной окраине страны, относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Все остальные крупные реки на территории страны несут свои воды в замкнутые внутренние водоемы: Урал — в Каспийское море, Сырдарья — в Аральское море, Или — в оз. Балхаш. Множество малых и средних рек летом пересыхают.

    Каспийское море входит в пределы республики своей северо-восточной акваторией с наиболее пресной водой и небольшими глубинами (5–7 м). Кроме Казахстана, Каспийским морем владеют Россия, Азербайджан, Иран и Туркмения. Аральское море разделено между Казахстаном и Узбекистаном. Это усыхающий водоем, площадь которого сократилась в 2 раза за 1960–1995. Озеро Балхаш полностью принадлежит Казахстану. Водоем имеет пресную западную акваторию и соленую восточную.

    Флора и фауна

    Леса занимают всего 3,5% территории Казахстана. Большей частью это хвойные леса, хотя в горах встречаются береза, осина, яблоня и арчевники. На остальной территории страны распространена разнотравно-злаковая, полынно-злаковая, полынно-солянковая и пустынная растительность. В высокогорьях имеются субальпийские и альпийские луга.

    Животный мир Казахстана своеобразен. Насекомые и рептилии преобладают в пустынях и полупустынях. В степной зоне встречаются джейран, сайга, волк, заяц, лиса, шакал, различные грызуны (мыши, суслики, хомяки). Многие казахстанские озера служат постоянными или сезонными местами обитания для гусей, лебедей, уток, чаек, фламинго. Наиболее разнообразна фауна гор. Здесь водятся медведи, горные козлы и бараны, снежные барсы, олени, множество видов птиц. Для охраны дикой природы созданы заповедники во всех природных зонах — от пустынь до высокогорий.

    Родная речь

    До распада СССР русский язык фактически был государственным языком; в 1991 был принят закон, объявлявший русский и казахский равноправными государственными языками, но русский остался ведущим языком обучения, а также в государственных учреждениях и общественных организациях. Конституции 1993 и 1995 провозгласили казахский единственным государственным языком. Русскому языку был придан статус языка межнационального общения.

    Казахский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. В 1929 был введен латинский алфавит, замененный в 1940 кириллицей. Сегодня в стране изучается вопрос о возвращении латинского алфавита. С 1960-х годов преподавание на казахском языке и сферы профессионального использования языка значительно сократились, и в настоящее время большинство городских казахов плохо знают родной язык.

    Вера

    Казахи традиционно являются приверженцами ханафитской школы суннитской ветви Ислама, а русские исповедуют Православие. В Советском Союзе религиозная деятельность была строго ограничена; до 1989 в Казахстане насчитывалось менее десятка официально действовавших церквей и мечетей. После провозглашения независимости как мусульмане, так и христиане приложили значительные усилия для увеличения числа своих приверженцев. Турция, Саудовская Аравия и ряд других стран предоставили средства для развития мусульманского образования и строительства мечетей, а казахские студенты получили возможность обучаться за границей, в том числе в мусульманских учебных заведениях. Однако по сравнению с другими центральноазиатскими государствами влияние Ислама в Казахстане остается умеренным.

    Ислам в степи

    Распространение Ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. Ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье и стал религией тюркской империи караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи — сочинение Юсуфа Баласагуна (1015–1016) «Кудатгу билик», в котором получила отражение мусульманская идеология.

    В некоторых районах с Исламом конкурировало Христианство. Несторианство, например, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII–нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье. Хан найманов Кучлук даже преследовал мусульман. Распространение Ислама также было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Тем не менее, в течение средневековья Ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, охватывая все новые и новые группы населения.

    Целенаправленная пропаганда Ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255–66) и усилилась при Узбеке (1312–40). Проповедники Ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Немалый вклад в распространение Ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Яссауи (умер в 1166–67 гг. в г. Туркестан). Его стихи проповедовали величие Единого Бога и необходимость смирения.

    Позиции Ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживавщее Ислам в казахских степях. Так, с именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.

    Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татарского мусульманского духовенства в казахские степи. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама.

    В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. Одной из центральных задач модернистов был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка. Повсюду стали появляться новометодные школы — вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой свежие идеи и новые знания.

    Религия сегодня

    Несмотря на то, что доминирующим по численности и традиционным для коренного населения Казахстана является Ислам, Конституция РК гарантирует свободу совести и свободу отправления других религиозных культов. В Казахстане, по статистическим данным, функционирует 1 503 религиозных объединений и общин, принадлежащих к 30 конфессиям и доминациям. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий: Ислама, Христианства (православия, католицизма, протестантских течений), буддизма, а также Иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и современных новообразований. Важное место в конфессиональном спектре Казахстана занимают наиболее традиционные для местного населения религии — Ислам суннитского толка и русское Православное христианство, на которые приходится почти 60% из всех учтенных в Республике религиозных объединений и доминирующее количество верующих. За небольшой период суверенного развития в Республике Казахстан количество мусульманских объединений возросло более чем в 13 раз, достигнув к 1995 г. почти 600 объединений. В 1990 г. в Республике было образовано Духовное управление мусульман Казахстана. По последним данным, в Казахстане насчитывается 11 млн. мусульман 24 национальностей.

    Русское Православное христианство, имеющее 202 прихода, — одно из мощных религиозных направлений в Казахстане, являющееся структурным подразделением Московского патриархата.

    Кроме традиционных религий в Казахстане действует большое количество организаций, представляющих экзотические религиозные верования мистического толка.

    Некоторые из них: Общество сознания Кришны, церковь адвентистов, Свидетели Иеговы, церковь «Новая жизнь», «Белое братство», старообрядцы, пресвиториане, новоапостольская церковь, меннониты, бахаисты, церковь Объединения, церковь Грейс и др.

    Здесь необходимо отметить, что подобные секты никак не способствуют здоровому духовному развитию населения нашей страны, поскольку несут в себе исключительно деструктивный характер, развивающий в сознании своих адептов психологическую зависимость, дезориентированность, страх и подавление воли. Вероятно, представителям официальных и традиционных конфессий давно необходимо поставить вопрос о регулировании со стороны властей деятельности таких псевдорелигиозных сектантских новообразований.

Категория: История | Просмотров: 3305 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 4.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Октябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана