Газета «Наш Мир»
Мы продолжаем наши беседы с Юрием Михайловым, главным редактором научно-издательского центра «Ладомир», автором книги «Пора понимать Коран», книги, которая сегодня достаточно популярна в Казахстане. Мы думаем, что читатели уже нашли в этой книге ответы на многие вопросы о Коране, об Исламе. Часть вопросов вы присылаете к нам редакцию, спасибо большое. А на часть вопросов мы постараемся ответить в рамках наших бесед. Итак, поговорим сегодня об Исламе и науке.
— Как-то так получается, что среди великих ученых современного мира, ученых, занимающихся естественными науками: физикой, химией, математикой не так уж и много мусульман. Среди изобретателей, среди тех, кто разрабатывает новые технологии, тоже не встречаются мусульманские имена. Почему так произошло? Что же Ислам тормозит развитие науки? Он настолько консервативен?
— Если говорить о том, что мы не видим в исламских странах больших достижений в области точных наук, то это, в первую очередь, связано не с тем, что там нет ученых, а с тем, что в этих странах отсутствует какая-либо научная база, состояние которой определяют экономические условия. В то же время на западе, где создана мощнейшая практическая научная база, работает много виднейших, но безымянных ученых, среди которых есть и мусульмане. И все они работают во славу западной науки. Просто это не афишируется. Более того, среди мусульман есть и известные политологи. Например, влиятельный западный журнал «News Week International» возглавляет Фарид Закари — этнический мусульманин, часто осаживающий своих коллег, когда тех слишком заносит в критике Ислама. Я думаю, что через какое-то время мы услышим много шокирующих, в хорошем смысле, новостей из Ирана, где гигантскими темпами развивается математика с физикой, и формируется национальная научная школа.
Если говорить в целом об Исламе и науке, то, конечно же, к великому сожалению, столь внятного и понятного как в Коране отношения к науке со стороны исламского мира мы не наблюдаем. Притом, что сам Коран призывает развивать науку, Коран ни в коей мере не противопоставляет религию и науку. Ведь с точки зрения самих же мусульман весь мир отдан человеку для познания — познания Бога. Мы, люди, имеем два объекта для познания Бога. Первое — это Откровение, в котором Бог рассказал человеку то, что сам человек не смог бы познать через физический, земной эксперимент. Второе — Бог дал человеку «огромную книгу» для чтения — природу, окружающий нас мир. То есть у нас, фактически, есть «Слово» и «Дело». Слово — это Коран. Дело — сотворенный Богом мир. И удивительно, что мусульмане, имея такой совершенный «бизнес-план» не составляют сегодня передовой отряд человечества в этом плане.
Зато в среде мусульман много говорится о показной, абстрактной набожности как о поклонении Богу, тогда как подлинное понятие набожности, с точки зрения Корана, в частности, для ученого подразумевает большую работу, т. е. его научные исследования, что и является лучшим видом поклонения. Ведь сама по себе набожность ничего производить не может. Одной набожности не достаточно, чтобы двигать науку. Повторюсь, что для ученого лучшим поклонением Богу являются его научные исследования.
Чем больше мы будем знать об окружающем мире, тем больше мы будем знать о Боге. Но поскольку аксиомой является бесконечность и беспредельность окружающего мира как вширь, так и в глубь, как на микроуровне, так и на макроуровне, то мы всегда будем оставаться, с точки зрения этой бесконечности, на нуле. Эта аналогия открывает безграничность познаний, и тем самым мы понимаем, что все познать невозможно. Мир не исчерпаем в своих феноменах, но все эти феномены являются косвенными проявлениями Бога, поэтому то, что многие мусульмане не считают своей прямой обязанностью познавать окружающий мир, хотя бы через чтение научно-популярных книг, через просмотр научных программ, через узнавание новых законов природы, меня просто поражает. Мы хотим быть передовым отрядом человечества, но каким же образом мы им станем, если будем плестись в хвосте интеллектуальной мысли.
В этом смысле очень важно как родители, мусульманские родители относятся к воспитанию собственных детей. Ведь детей как мусульманских, так и всех других нужно учить и учить серьезно. Ребенок — мусульманин, учащийся на одни пятерки, прикладывающий все усилия для того, чтобы быть отличником, тем самым усердно служит Богу. Служение Богу, скажем для сына, состоит в том, чтобы ухаживать за своей матерью. Для гражданина служение заключается в деятельности на пользу общества и государства. Только тогда общество станет справедливым, когда заботой каждого гражданина этого общества станет справедливость для всех. Только тогда мы сможем обеспечить развитие этого мира на мощном основании, не связанном с природными ресурсами, когда во главу этого развития мы поставим тот ресурс, который дан каждому человеку Богом.
Мы не должны жить за счет природных ресурсов, которые, как известно, исчерпаемы и при этом соревноваться в своем территориальном преимуществе и устраивать из-за этого конфликты. Мы должны пользоваться другим неисчерпаемым ресурсом и вечным двигателем человеческого развития — интеллектуальными способностями, которые безграничны. Ведь Бог отдал весь мир человеку в управление не для потребления, а для развития и обслуживания этого мира, а, значит, для познания.
— Многие говорят о том, что Ислам схоластичен. Что сам религиозный институт в Исламе построен так, что многие строгости и неукоснительные требования мешают свободному развитию личности, в том числе в области науки и изобретений.
— Я думаю, что те лица, которые этому препятствуют, руководствуясь праведными идеями, осаживают тех же сатанистов, например. Там ведь тоже можно заниматься творчеством, но творчеством в потакании собственным прихотям и похотям. Если же своими «набожными» запретами и строгостями они не дают кому-то развивать способности к математике, например, то они и есть главные безбожники, несмотря на всю свою показную ритуальность и религиозность.
Я считаю, что всякие попытки ограничения возможностей человека реализовать свои интеллектуальные способности — это чудовищный по своему цинизму грех перед Богом, потому что эти способности не куплены на рынке и не подарены матерью, а даны человеку Богом. И непонимание этого, с моей точки зрения, в сегодняшнем обществе и есть самый тяжкий грех, эквивалентный убийству. Ведь убийство может быть не только физическим как покушение на плоть и прекращение ее физического существования. Выключение разума — это тоже убийство, превращающее человека в вегетативное существо.
Человек пришел в эту жизнь, для того, чтобы выполнить определенную миссию, но не ему судить о том, какова эта миссия, потому что мы не можем знать, каков замысел Бога. Замысел Бога многообразен в том отношении, что он распространяется на жизнь каждого человека, на жизнь тех или иных обществ, на существование семей, государств и человеческой цивилизации в целом. Мы не можем посмотреть на этот мир со стороны, мы не можем выйти за пределы Творения и зафиксировать закон, по которому оно развивается, и в этом мы слабы. Но нужно быть праведным человеком и делать как можно больше добра, и тогда, Бог, как об этом говорится в Коране, ответит и поможет человеку преодолеть трудности и стать сильнее.
— Почему же Бог не поможет мусульманам в запуске космических ракет, почему среди мусульман нет нобелевских лауреатов? Вы сказали, что, может быть, дело в экономическом развитии мусульманских государств. Продолжите эту мысль, пожалуйста.
— Смотря как судить. Если взять средневековье и те времена, когда Европа находилась в интеллектуальных руинах, то исламская цивилизация была на фантастическом уровне.
— Но сколько же можно жить воспоминаниями? Пора бы и о сегодняшнем дне подумать.
— Совершенно верно. Из всего этого нужно делать правильные выводы. Некоторые, например, пытаются реконструировать историю в том виде, в каком она была и считают, что только в таком состоянии можно полноценно существовать.
Как знать, может быть в недалеком будущем исламский мир ждет фантастический рассвет и сейчас он созревает, а те времена, которые мы рассматриваем как «солнечный день» мусульманской цивилизации, были лишь ее рассветом. Поэтому винить Бога в неоказании нам помощи глупо, а надо сделать только одно — вернуться к той концептуальной парадигме поведения, которую предлагает Коран, надо стоически преодолевать трудности и сделать все, чтобы жизнь в исламских странах улучшилась и создать условия для науки. И не будем говорить только об исламских странах, надо говорить обо всех государствах, где живут мусульмане и даже в меньшинстве. Почему бы мусульманину не считать своим долгом создание условий для развития немусульманину, но при этом талантливому математику. Ведь этот талант опять таки от Бога.
— Спасибо, Юрий Анатольевич. На этом прервемся и продолжим беседу в следующем номере.
Газета "Наш Мир" - Рустам Арифджанов, Таир Адилов |