Газета «Наш Мир»
Лет через тридцать Европа, Северная Америка и Япония могут оказаться перед лицом серьезнейшего возрастного кризиса, связанного с тем, что население этих стран стареет, продолжительность жизни увеличивается, а тенденции к увеличению рождаемости не наблюдается, считают эксперты ООН. По их мнению, старение населения угрожает уничтожить финансовую систему всего мира, так как несоразмерно большая часть бюджетов экономически развитых государств будет тратиться на выплаты пенсий и медицинское обслуживание пожилых людей.
По мнению экспертов, демографическая ситуация в этих странах приняла угрожающие формы, и через 25–30 лет в Европе, например, на одного пенсионера будет приходиться всего один работающий. Да и то при условии, что рождаемость не будет катастрофически падать. А с учетом развития технического прогресса в совокупности с уменьшением количества рабочих мест можно сделать вывод, что будущие пенсионеры, находящиеся в расцвете лет сегодня, могут просто не суметь обеспечить себе достойную старость.
Стареет и Америка. США тратят на здравоохранение больше средств, чем любая другая страна мира. В 2000 году на одного американца, в среднем, было истрачено $4.5 тыс., причем следующая за США по уровню затрат Швейцария (используется смешанная государственно-частная система финансирования медицинских услуг) значительно уступает лидеру ($3.3 тыс.). Однако средняя продолжительность жизни в этих странах также отличается, но не в пользу США: в США этот показатель равен 77 годам, в Швейцарии — 80-ти. Еще больший диссонанс возникает при сравнении США и Кубы (государственная система медицины). В этих странах продолжительность жизни приблизительно одинаковая, а затраты на медицину на Кубе — одни из самых низких в мире ($186 на душу населения).
Некоторые из «успешных», в медицинском плане, развивающихся стран имеют систему здравоохранения, ориентированную на большинство населения. Принцип — «низкий доход, высокое качество жизни» существует, например, в Шри-Ланке и Китае, где медицинское обслуживание, несмотря на ограниченность ресурсов этих государств, демонстрирует высокую эффективность. Средняя продолжительность жизни в этих двух странах соответственно 72.2 и 72.6 лет. На Кубе в системе здравоохранения делается акцент на универсальные медицинские услуги для всех категорий населения, а соотношение числа докторов и пациентов — одно из самых высоких в мире.
В среднем, представитель наиболее «здоровой» нации проводит в нездоровом состоянии 9% своей жизни, в то время как для наименее «здоровых» стран этот показатель равен 14%. По этому показателю мировым лидером является Япония, где граждане проживают в среднем 74.5 года здоровой жизни. В числе других лидеров по продолжительности здоровой жизни — Австралия, Франция, Швеция, Испания, Италия, Греция, Швейцария, Монако и Андорра (во всех этих странах упор делается на государственные медицинские программы). США занимает 24-е место в рейтинге.
Как отмечают эксперты из Университета Джонса Хопкинса /Johns Hopkins University/, львиная доля расходов на здравоохранение объясняется тем, что американцы оплачивают труд его работников и продукцию фармацевтических предприятий по более высоким тарифам, в сравнении с жителями прочих развитых стран. Для примера, анализ мочи в канадском госпитале стоит $8, в американском — $176, электрокардиограмма в Канаде обходится в $13, в США — $711, рентген грудной клетки в Канаде — $30, в США — $772. Авторы исследования резюмируют, что такая ситуация была бы вполне нормальной, если бы американское здравоохранение занимало первое место в мире и по своей эффективности. Однако, проблема состоит в том, что американцы платят за лечение намного больше граждан прочих развитых стран, но при всем этом получают за свои деньги примерно такие же результаты. Однако главная проблема системы здравоохранения США — ее фактическая недоступность для людей с низкими доходами, у которых нет медицинской страховки.
Беспрецедентные демографические изменения, которые начались в 19-м и 20-м столетиях и, по всей видимости, захватят и добрую часть 21-го столетия, преобразовывают мир, а цифры просто поражают. Годы, добавленные к нашей продолжительности жизни, и широкораспространенное снижение рождаемости вызывают кардинальные перемены в структуре всего человеческого общества — самым примечательным здесь является исторический переворот в соотношении между молодыми и пожилыми людьми. Глубокие и длительные последствия старения населения таят в себе огромные вызовы для всех обществ мира. |