Газета «Наш Мир»
Российские космонавты и первый космонавт Малайзии вернулись с орбиты на Землю. Их спуск по баллистической траектории заставил ЦУП понервничать. Теперь специалистам предстоит выяснить, почему капсула «Союза» за несколько минут до посадки выбрала резервную схему спуска.
Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-10» вернулся на Землю. Утром в воскресенье российские космонавты Олег Котов и Федор Юрчихин, входишие в состав 15-й основной экспедиции на Международную космическую станцию, а также космонавт из Малайзии шейх Музафар Шукор, побывавший на орбите с экспедицией посещения, покинули борт станции, после чего люки между кораблем и МКС были закрыты. В 11:11 (время московское) МКС «Союз» отстыковался и отправился в автономный полет. Капсула должна была совершить посадку в 14:37 в 85 км севернее казахстанского города Аркалыка. Но за пару минут до посадки бортовой компьютер по неизвестным пока причинам перевел спуск в режим баллистического.
Это резервный вариант посадки, при котором космонавты испытывают значительные перегрузки — до 8-9 g вместо штатных 3-4 g.
При таком спуске расчетное место приземления, как правило, находится в значительном отдалении от первоначально планируемого — от десятков до нескольких сотен километров. Капсула с Котовым, Юрчихиным и Шукором приземлилась примерно в 340 км восточнее Аркалыка. Тем не менее поисково-спасательным службам удалось достаточно быстро обнаружить спускаемый аппарат. Уже в 14:49 первый вертолет совершил посадку возле капсулы, которая лежала на боку, отмечает «Интерфакс». «Был небольшой пожар — трава вокруг аппарата погорела, — рассказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов. — Это хорошо, значит, сработали двигатели, кроме того, спускаемая капсула не была протащена по земле».
«Самочувствие космонавтов после приземления хорошее», — констатировали в Центре управления полетами. Пульс малайзийского ангкасавана — 72 удара в минуту, а у Юрчихина и Котова, пробывших на орбите полгода, — 80–90 ударов в минуту. После первоначального медицинского осмотра участники МКС-15 и малайзиец отправились в Звездный городок, где минувшей ночью их встречали родственники и коллеги, а первого космонавта Малайзии — еще и правительственная делегация во главе с премьер-министром страны.
Между тем специалистам Роскосмоса предстоит выяснить причины, по которым посадка спускаемого аппарата пошла по резервному варианту с применением баллистического спуска. Глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов особо отметил, что речь идет о штатном, но резервном варианте спуска. (По данным специалистов, всего предусмотрено четыре режима спуска: автоматический управляемый, ручной управляемый, баллистический и резервный баллистический).
Последний раз по баллистическому варианту российский корабль «Союз» совершил посадку в мае 2003 года, когда с МКС возвращались Николай Бударин, Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петит.
Им пришлось испытать перегрузку в 8.1 g и приземлиться в 460 км от штатного района. Причем тогда космонавтов, у которых не было спутникового телефона, искали три часа. На этот раз, как отметил Перминов, причины спуска по баллистической траектории не те, что в 2003 году. «Скорее всего, повлияло состояние атмосферы и положение, в котором находился корабль», — предположил Перминов. Он подчеркнул, что по баллистической траектории спускаемый аппарат преодолел «очень небольшое расстояние — около 50 км». «Для нас это была полная неожиданность», — приводит слова Перминова ИТАР-ТАСС. Но, как сообщил глава Роскосмоса: «Это не горящий вопрос, следующий запуск «Союза» будет через полгода, так что спокойно разберемся».
На борту МКС несет вахту экипаж шестнадцатой основной экспедиции — Пегги Уитсон, Юрий Маленченко и Клейтон Андерсон. Уитсон и Маленченко пробудут на станции полгода, а Андерсон отправится на Землю в конце октября — начале ноября этого года, когда на МКС прибудет шаттл «Дискавери» STS-120 (10А). На этом же корабле на станцию будет доставлен второй американский соединительный модуль Node-2. В декабре во время полета корабля «Атлантис» STS-122 экипажу МКС-16 предстоит продолжить строительство станции — прибудет европейский лабораторный модуль «Колумбус». А в феврале будущего года на станцию будет доставлена герметичная секция ELM-PS японского модуля «Кибо». Кроме того, экипажу МКС-16 предстоит принять два российских грузовых корабля «Прогресс» и первый европейский грузовой корабль ATV «Жюль Верн». Полугодовая программа 16-й основной экспедиции включает и различные эксперименты. «Многие эксперименты направлены на изучение влияния продолжительного космического полета на человеческий организм с целью планирования будущих экспедиций на Луну и Марс», — отмечают в Роскосмосе. |