Газета «Наш Мир»
Во время ежегодного хаджа часто происходят фатальные столкновения, во время которых погибают сотни людей. В настоящее время исследователи из Германии, используя моделирующее программное обеспечение, вносят поправки в ритуал паломничества, чтобы сделать его более безопасным для паломников, сообщает Spiegel.de.
Немецкий ученый Андерс Йоханссон (Anders Johansson) лично столкнулся с проблемой паники и, как следствие, гибели людей в толпе во время Хаджа в январе 2006, когда прибыл в Мекку по приглашению министра по делам муниципалитетов и деревень Саудовской Аравии. Изучение потоков прибывающих паломников было темой его диссертации в Дрезденском Технологическом Университете.
Именно тогда по трагическому стечению обстоятельств он стал свидетелем гибели в давке большого числа людей. Общее число жертв тогда составило 364 человека.
Власти Саудовской Аравии, пытаясь взять под контроль перемещением людских потоков, чтобы избежать дальнейших жертв, обратились к коллеге Йоханссона Дирку Хелбингу (Dirk Helbing), который назвал Мекку «крупнейшей в мире проблемой для пешеходов».
Религиозный долг
Хадж, имеющий место ежегодно в последний месяц исламского лунного календаря, будучи основан в седьмом веке и собирая в те времена не более нескольких сотен мусульман, в 2006 привлек около 3 млн. паломников из более чем 100 стран мира, в результате чего в наши дня Мекка является не только местом искупления грехов, но и повышенного риска для жизни.
Благодаря компьютерному моделированию ученые пришли к выводу, что люди, находясь в толпе и пытаясь выбраться из нее, становятся жертвами феномена известного как «паническое бегство», однако в Мекке люди гибли даже на сравнительно открытых местах.
После этого, создав специальную компьютерную программу на основе видеозаписей хаджа 2006, Йоханссон пришел к выводу, что плотность паломников в Мекке достигает 10 человек на 1 кв. м (притом что нормально допустимая плотность в толпе не должна превосходить 6 человек).
Хелбинг и Йоханссон также изучили видеоматериалы на предмет самых первых признаков массовой паники, придя к выводу, что приблизительно через двадцать минут после появления признаков беспорядочного движения между группами людей образуются «трещины, подобные трещинам на земле во время землетрясения». Те, кто в этот момент не смогли удержаться на ногах, могут не подняться больше никогда.
Вопрос жизни и смерти
Катастрофа обычно происходит в последний день Хаджа, когда люди хотят поскорее начать путь домой.
Новый план проведения ритуала бросания камней, предложенный учеными Дрезденского Технологического Университета предполагает разделение паломников на 30 тысяч групп, каждая из которых состоит из 100 человек. Кроме того, предложен идеальный дизайн дорожных знаков, а также создан специальный фильм для просмотра паломниками во время перелета в Мекку.
Во время хаджа 28 декабря 2006 наблюдалось относительное спокойствие, большинство паломников придерживались установленных плавил, поэтому обошлось без несчастных случаев и жертв.
Стала ли Мекка более безопасной? «Здесь меньше опасности», сказал Хелбинг, добавляя, что 100-процентной безопасности вряд ли удастся когда-нибудь достичь. |