Газета «Наш Мир»
Владимир Путин сравнил ситуацию с размещением американской ПРО в Европе с Карибским кризисом и пообещал не идти ни в премьеры, ни в президенты после 2008 года. Это лишь некоторые из сенсационных заявлений, который российский президент сделал на саммите Россия–EС в Португалии, задуманном главным образом для продвижения энергодиалога EС и России.
Завершившийся в пятницу в Португалии 20-й саммит Россия-EС преподнес сразу несколько сенсаций, причем в последний день работы форума. Главной новостью стало выступление президента России Владимира Путина. Самое громкое заявление российский лидер сделал на пресс-конференции по итогам саммита. Комментируя планы США по размещению в Польше и Чехии элементов противоракетной обороны, Путин сравнил эту ситуацию с противостоянием сверхдержав во времена Карибского кризиса.
С той лишь разницей, что единственная ракета, которая до сих пор остается на Кубе, - СС-20, возвышающаяся над Гаваной. Она метров 10 в длину, темно-зеленого цвета, стоит на специальной автоплатформе. Когда-то она была направлена на Соединенные Штаты и могла долететь до Нью-Йорка меньше чем за 10 минут. К счастью, запущена она так и не была, но много ли изменилось с тех пор? И сегодня, через 45 лет после событий, имевших место на Кубе, многие считают, что опасность по-прежнему существует, хотя выглядит она иначе.
«Для нас ситуация технологически очень похожа. Мы остатки баз из Вьетнама, из Кубы вывели и все там ликвидировали. А у российских границ такие угрозы для нашей страны сегодня создаются», – сказал российский президент.
Владимир Путин напомнил об альтернативных предложениях российской стороны, которые, по его словам, США игнорируются. «Мы предложили нашим американским партнерам целую систему шагов, совместных не только с американцами, но и с европейцами: определить общие угрозы, параметры будущей системы, определить демократический доступ к управлению этой системой. К сожалению, мы пока ответов на наши предложения не получили», – сказал Владимир Путин. Как отмечает AFP, эти комментарии Владимира Путина вызвали серьезную обеспокоенность в Пентагоне. Его руководитель Роберт Гейтс заявил американским СМИ, что «высказывания Владимира Путина на саммите Россия–ЕС расходятся с позицией России на американо-российских переговорах по ПРО. Мы не понимаем, как трактовать эти жесткие заявления. Ведь президент Путин лично признавал ранее, что США сделали удачные предложения по вопросу европейской ПРО».
Критикой планов Пентагона Владимир Путин не ограничился. Он продолжил выпады в адрес Запада, когда говорил об иранской проблеме. Он, в частности, сравнил приверженцев жесткой линии в отношении Тегерана с «сумасшедшим, бегающим с бритвой и размахивающим ею в разные стороны» и предостерег ЕС от продвижения международных санкций в отношении Ирана. А ведь только на прошлой неделе мы слышали, как президент США упоминал Третью мировую войну, когда говорил об иранской ядерной программе.
Еще одно ключевое заявление российский президент сделал также на итоговой пресс-конференции. Оно касалось его личных политических перспектив.
Владимир Путин ясно дал понять, что не намерен менять российскую Конституцию – ни с тем чтобы переизбраться на третий президентский срок, ни для того чтобы делегировать президентские полномочия главе правительства с перспективой самому занять премьерский пост после 2008 года.
«Я не собираюсь менять Конституцию под себя и баллотироваться на третий срок не буду. Что же касается моей будущей работы, я пока не определился, где и в каком качестве буду работать», – сказал Путин. «Если кто-то считает, что я намерен перебраться, скажем, в правительство РФ и передать туда основные полномочия, то это не так», – добавил российский президент, подчеркнув, что «не видит себя и во главе правительства». Последнее заявление шокировало как российскую аудиторию, так и Запад. Ведь не далее как 1 октября, на съезде «Единой России», где Владимир Путин принял решение баллотироваться в Госдуму, он также не исключал, что может возглавить правительство. Тогда он назвал «реальным» озвученное единороссами предложение возглавить правительство в 2008 году.
Что касается собственно саммита, его основные события и последующая сенсационная пресс-конференция лидеров ЕС и Владимира Путина прошли в королевской резиденции в небольшом португальском городке Мафра. Владимир Путин открыл саммит выступлением об экономическом взаимодействии России и ЕС. Как это часто бывает в европейских поездках президента, он объяснял, что западным инвесторам стоит сотрудничать с Россией, и нет ничего страшного, если российские бизнесмены будут активно работать на европейских рынках. «Соображения о том, что сейчас придут русские со своими страшными деньгами, с какими-то ужасными инвестициями, все скупят, как минимум выглядят смешными», – посетовал Путин. Он отметил, что российские инвестиции в страны ЕС в 10 раз меньше европейских инвестиций в Россию: $3 млрд против $30 млрд. «Мы, кстати говоря, по этому поводу не плачем, наоборот, приветствуем», – подбодрил европейцев президент.
Единственная ракета, которая до сих пор остается на Кубе, - СС-20, возвышающаяся над Гаваной. Она метров 10 в длину, темно-зеленого цвета, стоит на специальной автоплатформе. Когда-то она была направлена на Соединенные Штаты и могла долететь до Нью-Йорка меньше чем за 10 минут.
К счастью, запущена она так и не была, но много ли изменилось с тех пор?
Только на прошлой неделе мы слышали, как президент США упоминал Третью мировую войну, когда говорил об иранской ядерной программе.
И сегодня, через 45 лет после событий, имевших место на Кубе, многие считают, что опасность по-прежнему существует, хотя выглядит она иначе.
Напомним, что Карибский кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолет-разведчик У-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12 и Р-14. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введен «карантин» (блокада) Кубы.
В начале советская сторона отрицала наличие на Кубе советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в их сдерживающем характере. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы всему миру на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьез обсуждался силовой вариант решения проблемы, и сторонники такого варианта убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облет У-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.
Н.С. Хрущёв предложил американцам демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направляющиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и убрать свои ракеты из Турции. Кеннеди согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.
Карибский кризис продолжался 38 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом Разрядки. |