Газета «Наш Мир» со ссылкой на n-europe.eu
Исламистская угроза власти или позитивные признаки интеграции?
Мусульмане различных стран Европы стремятся возвести величественные мечети, ссылаясь на свое право на свободу вероисповедания. Местные власти, однако, настроены скептично относительно подобных строительных проектов. Некоторые партии отвергают эти “признаки исламизации” как потенциальную угрозу безопасности. Аналитики из Турции и Западной Европы утверждают противоположное: визуализация мусульман посредством строительства мечетей – это позитивный признак интеграции.
Франко-германо-швейцарский треугольник
В Германии, которая является домом для трех с половиной миллионов мусульман, прошли немногочисленные демонстрации против строительства мечетей. 15 июля в Кельне протесты возглавил Йорг Укерман, вице-председатель консервативного Христианско-демократического союза.
В Швейцарии также эта проблема стала причиной таких многочисленных газетных заголовков, как: “Мы должны остановить распространение ислама, чтобы Швейцария оставалось нашим домом”. Этими словами доктор Ульрих Шлюер из Швейцарской народной партии (ШНП выступает также против вступления Швейцарии в Евросоюз), начал в августе кампанию, одним из пунктов которой является проведение референдума против возведения минаретов.
Во Франции мусульманское меньшинство составляет пять миллионов человек, являясь крупнейшим в Европе. Крайне правое Национальное республиканское движение выиграло в этом году два судебных дела против субсидий на строительство мечетей в парижском пригороде Монтрей, а также Марселе, четверть населения которого составляют мусульмане.
Немецкий специалист по исламу доктор Стефан Розини шокирован тем, что многочисленные протесты против строительства мечетей стали так распространены. На сегодняшний день мусульмане подвергаются нападкам не только со стороны западноевропейских крайне правых партий. К сожалению, антиисламские настроения сместились в центральные сферы общества, внушая опасения, что общество, стало жертвой радикального ислама, подрывающего культурные ценности и правовую систему Запада.
С задних двориков и гаражей - в мечети
Ученые Турции и Западной Европы утверждают, что в действительности, дело обстоит противоположным образом: возведение мечетей не является питательной средой для радикального ислама, но, скорее, это - важный признак интеграции. “Это позитивный знак”, - соглашаются доктор Розини и специалист по исламу Али Озгур Оздил. Мусульмане начали выходить с задних дворов и гаражей и молиться в официальных культовых сооружениях. Это облегчает диалог с другими религиями и обществом в целом, в котором мусульмане живут вот уже несколько поколений.
В качестве примера можно привести мечеть в Кельне, строительство которой обойдется в 15 миллионов фунтов. Когда будет получено разрешение на ее возведение, мечеть выстроят в трех километрах от знаменитого Кельнского собора, который долгое время служил определяющим элементом архитектурного облика города. “Скептики, которые рассматривают строительство новых мечетей как знаки сепаратизма или исламистской колонизации Европы - не правы”, - убежден Бекир Альбога, представитель Турецкого Исламского Союза в Кельне. “Мечеть – это не только место богослужения для 120 000 мусульман Кельна, но также и “место германо-турецкой интеграции”, как это было задумано архитекторами Готфрид и Пауль Бём”.
Другим позитивным результатом является то, что исламские организации, которые возводят мечети, придерживаются умеренных убеждений и работают в полном соответствии с рекомендациями государства. “Так, Турецкий Исламистский Союз в Германии способен объединить мусульман, а также дает возможность представлять их интересы, утверждая их права и обязанности, как в качестве верующих, так и в качестве граждан”, - поясняет доктор Розини.
Оздил убежден, что сама проблема исламизации европейских стран является сильно преувеличенной. Германия имеет одну из крупнейших мусульманских общин в Европе, но из трех с половиной миллионов мусульман фактически только четверть является практикующими. Таким образом, активные мусульмане составляют лишь один процент населения Германии.
Политолог Георг Лутц из бернского университета в Швейцарии, добавляет, что многие юристы уверены в том, что попытки наложения запрета на строительство культовых сооружений противоречат законодательству.
Страх перед новым естественен
Несмотря на доводы, что протесты против строительства мечетей излишни, недавние новостные репортажи показывают, что европейское общество только теперь столкнулось с вопросом мусульманского присутствия лицом к лицу.
Член Турецкого исламского союза Альбога объясняет, что благодаря строительству мечетей европейцы осознают, что они не одни в своей стране. “Мечеть символически отображает изменения, которые происходят в обществе. Она заново открывает дискуссию по таким вопросам, как: Ведут ли к лучшему эти перемены? Должны ли мусульмане жить в Европе? И даже - является ли ислам хорошей религией?». Тарик Рамадан, один из ведущих представителей мусульман в Европе, говорит: “Все более становящееся заметным в визуальном плане присутствие мусульман в Европе уже привело к широким дискуссиям во всех странах Европы"
“Культовые сооружения обладают высокой символической ценностью в Европе”, - резюмирует ситуацию Рием Шпильхаус, эксперт по европейскому исламу из Белинского университета им. Гумбольдта. “Кафедральный собор или церковь, как правило, расположены в центре города. Мечети, таким образом, рассматриваются как символ присутствия иностранцев”.
© 'Cafebabel'
© "Новая Европа"
Перевод Василия Наумова |