Газета «Наш Мир», со ссылкой на Русские Эмираты
На жарких эмиратских улицах неспешный, уверенный в себе аравийский мужчина в мелованно-белом, накрахмаленном и надушенном дишдаше всегда впереди. Закутанная в черные лоскуты женщина следует за ним его темной, осторожной, безмолвной тенью. «Вот улицей пустынною бредут, едва скользя» – как это было во времена Лермонтова на Кавказе. Это – дань традициям того времени, когда судьба семьи арабского кочевника зависела от его силы, доблести и осторожности.
«Локон не может опережать усы», – говорят арабы. Воплощение этой народной мудрости все, кто посещает Эмираты, страны Аравийского полуострова вообще, видят на улицах, в магазинах, ресторанах, гостиницах, больницах – везде, куда вхожи смешанные арабские пары. Правило Ladies first («Сперва женщины») в арабском регионе известно избранным, но не действует в быту. В ранжирном порядке арабской семьи есть логика: мужчина – строгий, твердый, непрекословный, невозмутимый – прокладывает дорогу. Он ведет свою нежную половину, полностью отрешенную и отгороженную от внешнего мира, известным ему путем, создает ей удобства, обеспечивает ее безопасность, оберегает. Еще одна местная пословица разъясняет суть такого уклада. Она сравнивает женщину с глазом, а мужчину – с бровью, которая его бережет, и подчеркивает, что «глаз не может быть выше брови». Оберегаемые мужчинами женщины укрыты и «шалью» юридической защиты. В соответствии с местными законами, оскорбление представительниц прекрасного пола, посягательство на их честь и достоинство может быть наказано штрафом до 15 тысяч дирхамов (свыше $4 тысяч) и тюремным заключением вплоть до одного года.
Для подобной защиты есть веские основания: в арабских семьях мальчиков приучают к лидерству и воспитывают «фараонами». Они – хозяева в доме и на «гаремной» половине, могут наказывать сестер, даже старших по возрасту, и капризно своевольничать, самоутверждаясь. В эмирате Рас-эль-Хайма, по сообщениям местной печати, ученик начальной школы прилюдно избил свою сестру-старшеклассницу за то, что она приоткрыла чадру, рассматривая товары на рынке.
Гарем для прекрасной половины
В аравийских странах не только дом разделен на общую и «гаремную» половины. Во всех присутственных местах, где предполагается ожидание, для женщин отводятся отдельные, специальные места. Кстати, словом «гарем», в арабском произношении «харИм», называется просто женская половина дома. Слово имеет собирательное значение, и пришло оно к нам из сказок «1000 и одной ночи», оно живет здесь реальной, обыденной жизнью, в которой нет места озорству.
Обособленность и подчиненность девочкам внушаются с ранних лет. В семьях традиционного уклада женщины не могут покидать дом без мужского сопровождения. Для получившей традиционное воспитание аравийки даже достижение равенства с мужчиной – большой успех, а возвышение над ним – просто подвиг. Если французы признают, что женские желания продиктованы Богом, то арабы утверждают, что иногда эти желания могут быть результатом внушений нечистой силы. Арабы нередко сравнивают своих чернооких лейл с темными силами, признавая женский ум, силу, хитрость, умение выходить из безнадежных ситуаций, побеждать, добиваться своих целей и «ввести мужчину в ад через врата рая».
Случаи всевластия женщин в арабских семьях известны. Недаром местный фольклор признает, что «женщины – ангелы на улице и дьяволицы – дома». В общем, арабские женщины занимают в обществе особое положение. Они уважаемы, подчинены, но не угнетены. Они адекватно себя оценивают, и если выступают на вторых ролях в обществе, то это лишь дань аравийской социальной традиции, идущей еще из доисламских времен, называемых эпохой невежества. В те жестокие времена кочевники и воины бахвалились друг перед другом количеством закопанных новорожденных девочек, а с наложницами, захваченными у более слабого племени, можно было не церемониться.
Аравийская женщина: легче стать бизнесвумэн, чем политиком
В социальном положении женщин разных аравийских стран есть свои особенности. В эмиратском законодательстве права женщин не игнорируются. На всей территории страны действует закон, признающий право женщин свободно распоряжаться своим заработком и даже подавать на развод. Закон запрещает мужу вмешательство в финансовые дела супруги. Он обязывает мужа полностью обеспечивать содержание жены даже в том случае, если ее родительская семья богаче, и она владеет миллионами. Вступающие в брак мужчины должны давать письменное согласие на возбуждение их женами дел о разводе в случаях супружеской измены, при отсутствии мужа в семейном доме в течение года, при его осуждении на тюремное заключение сроком от трех лет и при возникновении конфликтных семейных обстоятельств. Закон признает право женщин на труд. Если при вступлении в брак женщина работала, муж не вправе требовать от нее увольнения с работы.
Mестный фольклор признает, что «женщины – ангелы на улице и дьяволицы – дома»
Местная печать подсчитала, что женщины аравийского региона владеют ценностями на сумму $800 миллиардов. Их благополучие, обеспеченное ценными бумагами, денежными средствами, недвижимой собственностью, прирастает на 8 процентов в год. По сведениям Торгово-промышленной палаты Абу-Даби, на середину 2006 года женщины составляли 14 процентов от числа наемных работников. В стране было зарегистрировано свыше 10 тысяч женщин-предпринимательниц. Объем их капиталовложений оценивался в 12 миллиардов дирхамов (свыше 3 миллиардов долларов). Более трети всех предпринимателей прекрасного пола живут и работают в Дубае, где насчитывается около 4000 женщин, имеющих собственные компании. В Абу-Даби и Шардже гаремная половина общества менее активна, хотя и в них число предпринимательниц оценивается в тысячах. В Аджмане число предприятий, созданных женщинами, исчисляется в сотнях, а Рас-эль-Хайма женской активностью вовсе не может похвастать. В этом эмирате со славным историческим прошлым десятки бизнесвумен друг друга знают в лицо. Однако роль аравийских женщин в политике еще не столь велика.
На прошлогодних частичных выборах в местный парламент совещательного типа – Федеральный национальный совет – в эмирате Абу-Даби на четыре депутатских места было зарегистрировано 100 кандидатов, в том числе всего 14 женщин. Несмотря на то, что большинство из кандидаток имело высшее образование и высокое положение в обществе, избрана в парламент была лишь одна из них. Это преподаватель Эмиратского университета Амаль аль-Кубейси, вошедшая в историю как первая женщина в арабских странах Персидского залива, получившая парламентский мандат в результате выборов. Аль-Кубейси имеет научную степень. Она занимается преподавательской работой, специализируется на традиционной арабской и эмиратской архитектуре, уделяет много внимания сохранению исторических архитектурных памятников, представляет интересы ОАЭ в ЮНЕСКО.
В Эмиратах много образованных женщин, особенно среди молодого поколения, но социальной активности они не проявляют. Груз традиций силен. Аналогичную картину можно наблюдать в соседних странах. Инертность нежной половины общества характерна для всего региона.
Такова сила традиций в аравийском обществе, которое отдает ведущую роль мужчине. Эмиратское государство отпускает традиционные тормоза, поощряя женщин к социальной активности. В начале февраля президентским декретом в состав Федерального национального совета назначены 8 женщин. ОАЭ – первая аравийская монархия, где женщина стала избранным парламентарием, и первая страна в арабском регионе, где женщины составляют более 20 процентов членов государственного органа парламентского типа. Такого женского представительства нет даже в парламентах Великобритании, Франции и Италии.
Шейха в кимоно и летчица без водительских прав
Пока социальная жизнь протекает под гнетом традиций, достигать ярких успехов в аравийском регионе могут только недюжинные женские умы и твердые характеры, представительницы влиятельных семей и слоев общества или женщины, выбирающие типично мужские профессии. В ОАЭ, например, всегда будут помнить первую женщину, получившую генеральское звание в эмиратской армии, Асму Султан аль-Гайри. Она служит врачом в вооруженных силах и, получив погоны бригадного генерала, открыла список генералов-женщин в странах Персидского залива, в армиях которых ни одна женщина еще не получала золотых генеральских погон. Вошла в историю эмиратская каратистка шейха Мейса бинт Мухаммед Аль Мактум, которая стала в прошлом году серебряным призером XV Азиатских игр в Катаре. Она – дочь вице-президента и премьер-министра ОАЭ, правителя Дубая шейха Мухаммеда Бин Рашида Аль Мактума и своими спортивными успехами обязана его поддержке. Он лично присутствовал на полуфинальном и финальном поединке дочери, прибыв в Доху, где проходили игры, на собственной яхте в сопровождении четырех братьев спортсменки, возглавляющей национальную команду девушек по этому виду спорта. Вице-президент страны поддерживает спортивное увлечение дочери, следит за ее выступлениями на международной спортивной арене.
В ноябре прошлого года первая эмиратская женщина вошла в состав правительства. Шейха Любна аль-Касими стала министром экономики и планирования. Наряду с нею в кабинете министров появилась еще одна женщина. Марьям ар-Руми назначена министром социальных дел. Обе они принадлежат к высшему свету Эмиратов. Семья ар-Руми получила уже не первый министерский портфель, а теперь впервые представлена в кабинете министров женщиной.
Миниатюрная, улыбчивая и круглолицая шейха Любна принадлежит к старинной правящей династии эмирата Шарджа. Она училась в США и была первой представительницей прекрасного пола страны, выехавшей на учебу за границу. Обычно эмиратские семьи не отпускают девушек за рубеж на учебу, и они составляют большинство в местных вузах. Шейха Любна изучала в Штатах компьютерные технологии и получила профессию программиста. По возвращении в страну из Калифорнии в 1981 году она работала по специальности в дубайском морском порту и, по признанию местной печати, внесла большой вклад в совершенствование его работы. К моменту широкого распространения информационных технологий первая эмиратская программистка была уже известным специалистом, имела собственную компанию и коммерческий сайт, намеревалась заняться научной работой. Портфель министра шейха Любна аль-Касими приняла не без колебаний. Став первой женщиной – членом эмиратского правительства, она так же, как все эмиратские женщины, появляется на публике в коконе черной шали. Но сковывающий женскую инициативу кокон традиций она прорвала и стала примером женского успеха в мужском аравийском обществе. Сложнее всего добиться карьерных успехов в делах, которые традиционно считаются «мужскими» в Саудовской Аравии, где женщина, позвонившая по телефону в государственное учреждение, может услышать от местного чиновника: «С женщинами не разговариваем». В королевстве им не доверяют руль автомобиля, и, вместе с тем, в самой Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейне, Катаре есть свои летчицы. Подданная саудовского короля Ханнади Хинди получила удостоверение пилота в соседней Иордании. Она признается, что ее профессиональный выбор подвергается постоянной критике со стороны соотечественников, но ее поддерживает семья, а королевский двор даже взял на себя некоторые расходы по ее образованию. Но и при таком внимании со стороны властей, саудовка, получив диплом летчика, не могла найти работу. Она обрела крылья только тогда, когда один из богатейших людей планеты, саудовский миллиардер принц Валид ибн Талал взял ее на работу в свою частную авиакомпанию. Но в аэропорт Ханнади Хинди вынуждена ездить с шофером, поскольку, даже имея диплом пилота и поместив свою фотографию в национальном музее авиации в Эр-Рияде, она не может получить водительские права.
Виктор Лебедев |