Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Христиане с тюркскими корнями
Газета "Наш Мир"

    Газета «Наш Мир»

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи.

     В казанском православном приходе служба ведется на татарском языке Тихвинская церковь в Старотатарской слободе Казани ничем не отличается от тысяч других русских православных церквей. Построенная в XVIII веке во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, одной из главных святынь Казани, в советские годы она пребывала в полном запустении и тихо разрушалась. Десять лет назад Тихвинская церковь была возвращена верующим, в храме возобновились богослужения. Побывав здесь впервые, невольно останавливаешься от удивления – служба ведется на татарском языке. Еще большее удивление вызывает икона Тихвинской Божьей Матери с младенцем Иисусом – лица Богоматери и Спасителя изображены с мягкими тюркскими чертами, так хорошо знакомыми каждому жителю Татарстана.

     Иван Грозный тут ни при чем

     Сегодня Тихвинская церковь – духовный центр республиканской общины кряшен – татар, исповедующих православие. "Крещеные татары – субконфессиональная группа поволжско-приуральских татар, – сообщает Татарский энциклопедический словарь. – Формировались в процессе христианизации тюркских народов Поволжья и Приуралья в XVI-XVII веках. После ослабления политики христианизации часть крещеных татар отпала в ислам".

     "Татары – термин внеэтнический, – утверждает отец Павел, пастырь кряшенского прихода и настоятель Тихвинской церкви, – современные татары появились в результате омусульманивания тюркских поволжских племен – и чуваши, и мордва, и даже некоторые русские принимали ислам. Кряшены же не причисляют себя к татарам, хотя у тех и других общие тюркские корни. Вопрос, когда же кряшены приняли христианство, до сих пор дискутируется. Одно можно сказать с уверенностью, кряшены – это не потомки тех насильно крещенных татар, которых обращали в православие после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году. Те татары, крещенные силой, при первой же возможности уходили в ислам, не дожидаясь так называемого ослабления политики христианизации".

     Нет такой народности?

     Казанскому православному приходу кряшен почти 140 лет. В 1869 году митрополит Макарий Невский отправил службу для кряшен в Казани и стал их первым священнослужителем. С тех пор кряшены находятся в лоне Русской Православной Церкви. Революция 1917 года остановила развитие кряшенских приходов, и большую работу пришлось доделывать уже в наши дни. Самая основная – это перевод канонических и богослужебных книг на татарский язык. Хотя существует проблема наименования языка, на котором разговаривают кряшены. Язык называют и татарским, и крещено-татарским, и кряшенским, и даже церковно-кряшенским. Также язык нередко определяется как диалект татарского языка, и многие кряшены склонны именно к этому определению. Вопрос о языке – яркое свидетельство общей проблемы этнической самоидентификации кряшен, которые оставляют все-таки границу между собой и татарами.

     Несмотря на то что кряшены внесены в перечень народов Татарстана как субконфессиональная группа татарского народа, официальный статус кряшен никак не закреплен и формально такой народности в Татарстане не существует. Во время Всероссийской переписи населения в 2002 году в республике развернулась мощная пропагандистская кампания, призванная оказать давление на кряшен – дескать, такой национальности вовсе не существует – и всячески препятствовать желанию кряшен указывать свою национальную принадлежность. В результате почти все кряшены были записаны татарами. Например, в одном только Кайбицком районе, где несколько десятков кряшенских деревень, пропала целая группа малькеевских кряшен. По переписи кряшенами в этом районе были записаны всего пять человек. Официальные результаты переписи населения выявили кряшен в количестве 24,8 тыс. чел. Однако всерьез эту цифру никто не воспринимает. Если она и отражает что-то, то только дикую ревность и упорное нежелание местной власти признавать кряшенскую народность.

     Последние достоверные данные по количеству кряшен приводит перепись 1926 года, тогда их было 120 тысяч. Это был последний раз, когда кряшены выделялись отдельной строкой. Сегодня кряшен, по их приблизительным оценкам, где-то 200 тысяч.

     Не услышанные властью

     В Татарстане существует пять официально зарегистрированных организаций кряшен на республиканском и городском уровнях. В Казани действует общественная организация народности кряшен и национально-культурный центр кряшен Татарстана. В 2002 году активисты пробились к президенту республики Минтимеру Шаймиеву и поведали ему о своих проблемах. Шаймиев пообещал посодействовать в передаче общине бывшего здания церковно-приходской школы Тихвинской церкви, но только спустя пять лет – в 2007 году – городские власти оформили все необходимые документы на это запущенное здание. "Сегодня кряшены нужны только самим себе – татары нас не принимают, русские относятся с полным безразличием, – говорит Людмила Белоусова, член правления национально-культурного центра кряшен Татарстана. – Очень радует, что кряшены, особенно молодежь, перестали бояться и стесняться своего происхождения. Как это было раньше, когда на тебя могли показывать пальцем или издеваться из-за того, что ты кряшен. Это внушает оптимизм. У нас много молодежи. И если на Пасху в Тихвинской церкви яблоку негде упасть – это о многом говорит".

     "Молодежи действительно много, – вторит ей Диана Степанова, курирующая кряшенское молодежное крыло. – Но у нас даже нет места, где бы мы могли собраться".

     Отношение татар-мусульман к кряшенам, по мнению специалистов, напоминает что-то вроде враждебного нейтралитета. В татарском языке, кстати, слово "крещеный татарин" считается ругательным. Сами кряшены о себе так – "крещеный татарин" – никогда не скажут. Вообще, определение "крещеный татарин" относится к тому, кто перешел из ислама в православие, но такое случается крайне редко. Поэтому между татарами и мусульманской общиной и православной общиной кряшен нет религиозных конфликтов. Ни те, ни другие не занимаются вербовкой адептов.

     "Мы часть РПЦ, только в наш приход входят те, кто давно стал православным, чьи семьи исповедуют христианство уже много сотен лет. В нашей среде практически нет тех, кто из ислама перешел в православие", – говорит отец Павел.

     "У нас с татарами общие тюркские корни, однако по менталитету мы абсолютно разные, и это позволяет нам говорить, что мы отдельный народ, – говорит кряшенка, профессор Татьяна Дунаева. – Но власть – и местная, и российская – предпочитает не слышать о наших правах. Наша апелляция к российской власти встречает лишь непонимание, на официальном уровне нас никто не слышит".

     Тем не менее кряшены налаживают диалог с властью. Сейчас при поддержке Министерства культуры в республике создается кряшенский фольклорный ансамбль, а в Академии наук Татарстана – отдел по кряшеноведению. КРЯШЕНЫ, крещёные татары, керэшен (самоназвание), этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, живут в основном в Республике Татарстан, небольшие группы - в Удмуртской Республике, в Республике Башкортостан и в Челябинской области. По данным переписи населения 1926, когда Кряшены учитывались не в составе татар, Кряшенов была 101,4 тыс. Верующие - православные.

     Принявшие православие в 15 - 1-й половине 16 века быстро обрусели и в дальнейшем выступали как часть русского этноса. Ядро Кряшенов сложилось за счёт христианизации части татар Поволжья во 2-й половине 16-17 веках. Эта группа (численность на начало 18 века - около 17 тыс. человек) впоследствии получила название "старокрещёные". В 1-й половине 18 века были крещены около 3,5 тыс. татар, составивших группу "новокрещёных". К 60-м годам 18 века удельный вес Кряшенов в составе татар Поволжья и Приуралья достиг 7,6%. В 19 веке, особенно с 60-х годов, среди Кряшенов началось движение за переход в мусульманство. В начале 20 века около 40% Кряшенов перешли в мусульманство. К началу второго десятилетия 20 века доля Кряшенов в общей численности татарского населения Волго-Уральского региона снизилась до 4,2%. В начале 20 века этноконфессиональная общность Кряшенов состояла только из групп, у которых самоназвание керэшен прочно закрепилось. Данная общность в переписях 1920 и 1926 выделялась даже в качестве самостоятельной этнической единицы. В последние годы наметилась тенденция к росту самосознания Кряшен, одним из отражений которого стало создание "Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен".

     По основным элементам культуры Кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы Кряшен связаны и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта Кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт Кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры. Кряшены развиваются как субэтнос татарского народа.

Источник: Независимая газета, Ян Гордеев

Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 1056 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Ноябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана