Газета «Наш Мир»
Имена Насир ад-Дина аль-Туси и Ибн аль-Нафиса может быть не так известны, как Исаак Ньютон или Альберт Эйнштейн. Но именно эти и другие мусульманские ученые XII-XIII века принадлежат к пантеону мыслителей, которые задали направление современной науки.
Также как и китайская наука, исламская наука пережила период небывалого расцвета, затем медленного, но очень крутого спада, сейчас же она находится в плачевном состоянии. В настоящее время вклад в научно-исследовательскую сферу в странах-членах Организации Исламская конференция составляет всего лишь 0.38 % их ВВП, по сравнению с мировыми показателями – 2.36 %.
И дело здесь не в относительной бедности, ведь именно нефтедобывающие страны, такие как Саудовская Аравия и Кувейт, меньше всего вкладывают в науку и образование. В 2005 году 17 арабских стран дали миру 13 444 научных трудов, меньше чем один Гарвардский университет – 15 455.
Исследование 2002 года, касающееся развития науки в регионе, показало, что исламские страны превосходят остальных лишь по трем направлениям: опреснение воды, разведение верблюдов и соколиная охота (выноска ловчих птиц). Это дает критикам основания считать, что сама мусульманская религия враждебно относится к инновациям, развитию науки. Однако в последнее время ситуация меняется.
За последний год прозвучало много заявлений, которые не могли остаться незамеченными. В мае 2007 года ОАЭ объявили об образовании десятимиллиардного фонда для создания научно-исследовательских центров при арабских университетах. Правительство Нигерии выделило 5 миллиардов долларов на развитие технологий в нефтяной отрасли, на научные исследования и образование. В Катаре планируется строительство целого образовательного города (2500 акров), в котором разместятся филиалы пяти крупнейших университетов мира.
Ранее, в августе 2006 года, король Саудовской Аравии заложил в Таифе первый камень Университета науки и технологии, на который выделено 2.6 миллиардов долларов. В декабре прошлого года президент Египта Хосни Мубарак объявил о начале Декады наук и технологий.
Также можно отметить позитивные тенденции в совместном многостороннем развитии в области научно-технических инноваций. В 2005 году Организация Исламская конференция объявила о десятилетней программе совместных действий, включающей образовательные реформы. В ее рамках странам-членам ОИК предлагается к 2015 году тратить 1.2 % ВВП на исследования в области науки. Особенную заинтересованность выразили «нефтяные» страны, которые считают инновации ключевым фактором своего развития.
Остается только наблюдать за тем, как далеко и как быстро эти страны будут двигаться по заданной схеме. Скорее всего, в обозримом будущем мало кто из них сможет составить конкуренцию Европе, Японии и США, и даже вряд ли они посоревнуются с недавно вставшими на «научные рельсы» Индией и Китаем.
Но нам известно об удивительных успехах таких государств как Финляндия, Сингапур и Ирландия, их примерах системного перерождения за прошедшее десятилетие. Поэтому и от исламского мира вполне можно ожидать сюрпризов.
На Западе благодаря стараниям Ричарда Докинса (автора книги – «Бог- обман») и Христофера Хитченса («Бог не велик») укрепилось мнение о том, что наука и религия являются прямыми противоположностями. Но это только на Западе, а вообще чаще принято считать, что вера идет рука об руку с фактами и логикой. В самом деле, религиозные мусульманские страны имеют больше научных достижений, например, Иран был первой ближневосточной страной, которой удалось клонировать стволовые клетки.
Однако на пути к инновациям в исламской науке можно повстречать и препятствия. Например, необычно крупные суммы на развитие военных технологий – результат больше геополитических притязаний, нежели стремления к знаниям. Продвижения Ирана в области ядерных технологий вряд ли нужно оценивать с тех же позиций, что и достижения Малайзии в области программного обеспечения.
Также следует сказать о значительной утечке мозгов из стран исламского мира – талантливые ученые и инженеры стремятся делать карьеру в США и Европе и в отличие от Индии и Китая вклад «возвращенцев» в развитие национальной науки почти незаметен.
И самый последний и, пожалуй, важный вопрос – могут ли общества, которым недостает демократии и свободы мнений стать подлинными очагами творчества и изобретений. Как сказал Первез Худбой - один из ведущих пакистанских ученых в своей статье в журнале Physics Today, «борьба за продвижение науки должна сопровождаться гораздо более широкой кампанией по вытеснению закостенелого консерватизма и стремлением к открытости, современной мысли, философии, демократии и плюрализму».
Джеймс Уилздон, директор проекта Атлас идей аналитического центра Демос «Financial Times».
Источник:Islam.ru |