Газета «Наш Мир»
Что сейчас происходит на кухне политических технологий по отношению к радикальному исламу, ставшему обузой не только для США, но и для всех диктаторских режимов Ближнего Востока?
Как известно, в политике нет вечных врагов, как и вечных друзей, есть вечные интересы. Правило применимо повсеместно и во все времена, и даже к непримиримым, на первый взгляд, исламским радикалам.
В восьмидесятые годы во времена афганского джихада против Советского Союза американские политологи поощряли радикализацию исламской молодежи, в принципе, именно студенты исламских вузов составляли основную часть волонтеров на войну с «красной чумой». Например, во многих вузах арабского мира отправка добровольцев была поставлена на широкую ногу: бесплатный билет в одну сторону до Пешавара, агитационные бригады, сбор пожертвований и т. п. Уже в конце восьмидесятых после неожиданных побед моджахедов в разных провинциях Афганистана, американцы всерьез задумались, того ли джина они выпустили из бутылки? В частности, Никсон, будучи уже экс-президентом США, после поездки в Пакистан выступая перед конгрессом, сказал: «Мы разбудили не того великана!» Для обуздания «мятежного ислама» ЦРУ предприняло некоторые шаги: был взорван в собственном самолете президент Пакистана Зия уль-Хакк, известный своей поддержкой моджахедов. Был ликвидирован основной идеолог афганской эпопеи палестинец Абдалла Аззам, возглавлявший штаб добровольцев из арабских стран «Мактаб аль-Хадамат» в Пешаваре. Были посеяны семена раздора и междоусобицы между основными семью группировками моджахедов. Для наиболее непримиримых экстремистов были организованны фронты на Балканах и в Кашмире — должны же как-то любители экстрима спускать пары. Но все это оказалось уже запоздалой тревогой, после вывода советских войск многие арабские ветераны (несколько десятков тысяч) так и не смогли вернуться на родину и социализироваться. Они то и стали в дальнейшем костяком «аль-Каиды» (араб. база). Закаленные в боях с грозной силой Советского Союза в совокупности с афганскими отрядами они уже больше походили на профессиональную армию, чем на вчерашних студентов вузов. В Совбезе ООН представителями Индии, Китая и Ирана не раз поднимался вопрос о том, что Афганистан после вывода советских войск представляет угрозу для региона.
Понимая, что демократия как чуждая идеология в Афганистане обречена на провал, технологи ЦРУ решили вышибить клин клином — на Западе Пакистана было создано движение «Талибан», состоящее в основном из подростков-сирот войны. Что из этого вышло — известно всем.
Что же происходит сейчас на кухне политических технологий по отношению к радикальному исламу, ставшему обузой не только для США, но и для всех диктаторских режимов Ближнего Востока? Начиная с 2002-го года Кондолиза Райс не устает повторять, что в арабских странах следует изменить систему образования в исламских вузах. Конечно, сделать их полностью светскими учебными заведениями с элементами факультативного религиоведения традиционное арабское общество пока не готово. А тема джихада — священной войны с неверными — является частью образовательной программы во всех вузах, например, Саудовской Аравии. Нужна альтернатива. Тем более, что радикалы поднадоели почти всем арабским правительствам — союзникам США. Кстати, еще в конце девяностых клерикальное образование в Саудовской Аравии стало причиной ухудшения отношений с Россией. В Госдуме не раз говорили, что идеи сепаратизма на Северном Кавказе имеют корни в университетах Саудовской Аравии.
Конечно, глупо пробовать убедить достопочтенных шейхов Каира или Медины в преимуществах светского общества. Издание альтернативной новой версии Корана «Фуркан аль-Хакк» в США, где слова «джихад» просто нет, тоже не дало ощутимых плодов, хотя книжку бесплатно раздают в США, Кувейте и Израиле. Как ни странно выбор исполнителей миссии дерадикализации ислама лег — кто бы мог подумать! — на идеологов фундаментального ислама — салафитов (более известных российскому обывателю, как ваххабиты)!
В начале 2000-х ректором мединского исламского университета стал некто шейх Раби аль-Мадхали. Зарекомендованный всеми ведущими богословами Саудовской Аравии аль-Мадхали считается серьезным учёным в области исламского права — Шариата. Но его политические взгляды сразу совпали с интересами королевства и госдепа США. В частности, его догмы гласят о том, что палестинцам следует покинуть Палестину и оставить ее евреям. Джихада как священной войны на сегодняшний день не существует. Правители всех мусульманских стран (например, Ислам Каримов, Рамзан Кадыров, Хусни Мубарак, король Абдалла и т. п.) являются вождями правоверных, а их политика не должна обсуждаться в широких массах. Несогласные являются мятежниками, еретиками, вышедшими из лона Ислама.
Возможно, что шейх аль-Мадхали искренне так считал и не выполнял заказ госдепа, но США и Израиль такая саудовская «Единая Россия» явно заинтересовала. Так, большинству арабских благотворительных фондов, счета которых в связи с войной против терроризма были заморожены, разрешается вкладывать средства в развитие уже популярного сегодня движения аль-Мадхали. Таким образом, исламской молодежи не только угрожают кнутом Гуантанамо и секретных тюрем ЦРУ, но и предлагают пряник в виде хорошо финансируемых вузов Ближнего Востока. Результаты не заставили себя ждать: многие радикально настроенные представители молодежи уже отошли от своих взглядов и покаялись; кстати, среди таких студентов много выходцев из Северного Кавказа, принимавших участие в боевых действиях против федералов. Предположительно, они будут нести «миссию мира и созидания» на родине.
Конечно, такая интересная интерпретация ваххабизма не могла остаться без внимания московских политтехнологов. Так, по некоторым данным, Вячеслав Сурков — зам. главы администрации президента — встречался с представителями русских мусульман. Стоит вопрос о легитимности молодежных джамаатов — общин с умеренной исламской идеологией. Раньше такую молодежь в России ожидали лишь преследования на всех уровнях власти, что нередко служило причиной ухода этой самой молодежи «в горы».
К чему приведет умеренный ваххабизм в России — покажет время.
Айрат ВАХИТОВ |