Газета «Наш Мир»,
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
Албания – единственная страна, где в годы второй мировой войны не погиб ни один еврей. В ответ на требование нацистов выдать евреев албанские мусульмане твердо ответили: «нет». Рискуя жизнью, албанцы укрывали целые еврейские семьи или помогали им сойти за местных жителей. Эти люди признаны в Израиле «праведниками народов мира», им посвящена фотовыставка, открывшаяся на днях в израильском музее Холокоста. Что же заставило албанских мусульман жертвовать собой ради евреев? Этот вопрос мы задали востоковеду, научному сотруднику Государственного музея истории религии Леониду Ланда.
Что нам ответили в мечети:
– Видимо, евреи Албании в свое время сделали мусульманским жителям добро. Возможно, лечили их – ведь среди евреев было много хороших врачей.
По нашему закону, мусульманин обязан ответить добром на добро. Исламская мудрость гласит: «Если ты обещал сотворить добро, то из долга перед человеком это переходит в задолженность перед Аллахом». В принципе, спасение человеческой жизни – важнейшая добродетель. В суре Корана «Маида», во втором аяте сказано: «Спас человека – спас весь мир!»
Леонид Ланда:
– До возникновения государства Израиль отношения между мусульманами и евреями всегда были очень хорошими. К евреям относились особенно, ведь это – «народ писания». В Коране мы не найдем недружественных по отношению к евреям высказываний. То же самое и в более поздней литературе ислама. Так, в средние века один из вероучителей пишет: «Еврейское имущество охраняй как собственное, ибо братья они тебе».
Евреи-сефарды, жители мусульманских стран, традиционно были в хороших отношениях со своими соседями. В Албании между мусульманами и евреями царила дружба и взаимопонимание. Спасая евреев, албанцы просто-напросто спасали своих друзей. Но то, что произошло в Албании, – далеко не единичный случай. Известно, что во время войны татары нередко спасали евреев, попавших в плен. Такая история произошла с братом моего деда. Его рота попала в окружение, и немцы, как всегда, потребовали: «коммунисты и евреи – шаг вперед». Надо сказать, что для фашистов отличительной чертой еврея было обрезание: они мало видели мусульман. Но татары из этой роты сказали: «Это наши люди, татары, не трогайте их». Нашелся всего один предатель, пожелавший выдать евреев, – так вот: сами же татары его и убили. Аналогичным образом поступали кабардинцы: они помогали евреям выдать себя за местных жителей. Вообще, для российских мусульман совместное участие в войне стало очень важным фактором. От стариков-мусульман я часто слышал: «Мы бок о бок с евреями в войну сражались против общего врага».
Такое братское отношение к евреям до сих пор сохранилось в Курдистане. Это очень толерантное место: если ты веришь в единого Бога – ты свой. Когда я был в курдском городе Джизре – а это 20 километров от иранской границы – мне ни разу не дали раскрыть кошелька, даже за билет на автобус не позволили заплатить! Ты можешь зайти в мечеть и там переночевать – никто и слова не скажет. Курдские старожилы до сих пор помнят, что иудеи ходили молиться в мечеть, если на пути через горы их застигала непогода. Есть немало других примеров подобной толерантности. В Дагестане, в регионе, населенном табасаранцами, до сих пор ухаживают за еврейским кладбищем – и это при том, что евреи покинули эти места 100 лет тому назад! Такая же ситуация сохраняется в Средней Азии и Поволжье… К сожалению, антиизраильская пропаганда делает свое дело, между мусульманами и евреями растет напряженность. Однако далеко не все мусульмане – против Израиля. Курды являются сторонниками государства Израиль. А мусульмане-черкесы в войне за Независимость воевали на стороне евреев… |