Газета
«Наш Мир» С режиссером Аханом Сатаевым я познакомился лет 5 назад, когда начинал свою трудовую деятельность в индустрии рекламы. Ахан прежде всего известен как маэстро рекламных роликов - великолепный организатор и отличный режиссер. И вот когда я узнал о том, что Ахан Сатаев снял свой первый художественный фильм, то был очень рад и накануне премьеры решил поздравить его с первым большим проектом и поговорить о «Рэкетире» и казахстанском кинематографе. Ахан Сатаев - человек открытый и простой в общении, он свободно отвечает на любые вопросы и не скрывает факты, о чем свидетельствует данное интервью.
- Ахан, позволь поздравить тебя с «большим первенцем» - событием огромной важности для любого режиссера. Первый вопрос будет такой: чего ты сам ожидаешь от премьеры, какое настроение у тебя перед премьерой?
- У меня оптимистические прогнозы - думаю, что все должно быть хорошо. Мы провели показ для журналистов, фильм также посмотрели близкие люди, и в целом картину приняли тепло. Надеюсь, что публика пойдет, хотя однозначно сказать очень сложно. Вселяет надежду тот факт, что лидером по прокату в Казахстане является картина «Кочевник». Конечно, волнение есть, но за работу не стыдно. Мы к ней серьезно подошли, и я доволен результатом.
- Как ты считаешь, «Рэкетир» и другая современная картина «Ближний бой» смогут «взорвать» казахстанский коммерческий кинематограф?
- У меня такая позиция: любая попытка сделать казахстанский коммерческий проект - это шаг вперед. Если ничего не делать, то мы будем топтаться на месте.
- Выгодно ли будет снимать коммерческое кино в Казахстане?
- Насколько выгодно снимать - это покажет прокат картины. Например, у «Ближнего боя» ситуация, с одной стороны, сложнее, и в то же время проще. Там снимаются звезды, и в картине изначально размах был международный. Я уверен, что создатели фильма наверняка захотят прокатывать его и в других странах, потому что, ограничиваясь только Казахстаном, очень сложно будет отбить бюджет - бюджет не маленький. Мы же как раз хотели сделать наоборот: создать такой проект, чтобы не быть зависимым от других рынков, далее фильм прокатать внутри Казахстана, продать внутри страны DVD и VHS, покрыть затраты плюс заработать какие-то деньги.
- Готов ли наш зритель к восприятию нашего коммерческого кино?
- Постоянно идут разговоры о нашем кино. Безусловно, наши фильмы снимаются, среди них есть очень хорошие фильмы - в основном они авторские, нежанровые. Я не знаю, по каким причинам их не крутят кинотеатры. И вот этим проектом мы хотим понять, пойдет народ или нет. Это своего рода эксперимент.
- А как прокатчики отнеслись к твоему фильму?
- К моей радости - хорошо. Когда шли предварительные переговоры полгода назад и мы говорили, о чем будет фильм, как мы его делаем - тогда уже было понимание. У нас ведь звук Dolby, формат 2,35, т.е. международные стандарты, приветствуемые прокатчиками, и фильм рассчитан на молодежь - активных посетителей кинотеатров. Плюс ко всему - криминальная драма. Коммерческий вес добавил Владимир Вдовиченков, поэтому сложностей не было абсолютно: ни один кинотеатр не сказал «нет». И это очень радует, что наши прокатчики идут нам навстречу.
- Фильм затрагивает тему криминала и бандитизма. Политкорректность не давила, ведь времена были лихие?
- Мы как раз уделили этому большое внимание. Хотелось сделать фильм политкорректным, но не в ущерб истории и качеству. Я думаю, это получилось. К счастью, мы говорим об этом явлении как о прошедшем - в то время об этом говорить было бы сложнее. Именно поэтому все наши персонажи вымышленные - абсолютно никаких параллелей, но постарались мы их подать максимально реалистичными и без всяких натянутых сюжетных линий.
- «Рэкетира» уже не раз сравнивали с «Бригадой» не только из-за участия Владимира Вдовиченкова, но и из-за некоторой схожести героев. «Бригаду» нередко критикуют за романтизацию бандитского образа жизни. Насколько я знаю, ты сам неоднократно утверждал, что цель твоей картины - показать другую сторону криминального образа жизни, в которой надо расплачиваться за содеянное. И все-таки, что если молодые люди, посмотрев твою картину, сделают противоположные выводы?
- Я думаю, что умный зритель поймет, о чем идет речь. Более того, мы хотим, чтобы ребята, которые сейчас на грани, призадумались о том, что такой финал ни к чему хорошему не приведет. Удовольствия, которые в фильме получают благодаря легким деньгам, - все это временно. В любом случае, надо за все отвечать.
Для меня всегда удивительно, что «Рэкетира» сравнивают с «Бригадой».
«Бригада» - это телесериал. Хотя бы с «Бумером» сравнили (улыбается). Возможно, из-за того, что у героев схожие судьбы, когда подающий надежды молодой человек пошел по пути наименьшего сопротивления.
- Давай затронем сам процесс съемок. Я знаю тебя как хорошего организатора, и тот факт, что съемки были закончены раньше намеченного срока (а это большая редкость). говорит о многом. Вопрос такой: вы снимали Алматы девяностых. За десять лет город поразительно изменился. Как проходил процесс воссоздания обстановки тех лет, какие были трудности и как вы их решали?
- Первоначально мы недооценили ситуацию и не думали, что город настолько изменился, люди настолько изменились. Одежда, машины - изменилось все. Мы же хотели, чтобы все на экране выглядело правдиво, даже документально.
Если, например, в кадре никак не удавалось уйти от чего-то не из той эпохи - мы привлекали специалистов по компьютерной графике. В общем, из восьмидесяти минут фильма около семи минут заняла компьютерная графика.
Мы даже ракурс выбирали такой, чтобы современные здания не попадали в кадр. Где не удавалось, приходилось «затирать» при помощи компьютера.
- Обращались ли вы к фото- и кино-архивам?
- В самом начале наш художник-постановщик просмотрел огромное количество архивных материалов.
- А как подбирался музыкальный ряд?
- Композитор Андрей Лифинский создал около 85% всей музыки. А то, что звучит в кадре как интершум, - это все казахстанские исполнители. Мы специально скрупулезно подбирали хиты тех лет и очень благодарны музыкантам, которые пошли нам навстречу и дали согласие на использование их музыки в картине.
- Бесплатно?
- Да!
- А что ты можешь сказать о продакт-плейсменте? На Западе - это одна из существенных статей бюджета кинофильма.
- У нас тоже был вначале соблазн, на стадии сценария такой вариант рассматривался. Однако, переговорив с несколькими компаниями, мы поняли, что использование элементов их бренда колоссальных денег не принесет. Да и к проекту у людей был скепсис - все-таки это первый опыт. Поэтому от этой идеи мы отказались. В фильме нет ни одного предмета, который намеренно рекламируется. Брендов вы там не увидите.
Исключением с натяжкой можно назвать компанию Nokia. По фильму на тот момент это были самые модные сотовые телефоны, и наши герои по своему статусу должны были иметь самые лучшие телефоны. Но я вам говорю, что Nokia нам ничего не платила.
Думаю, в следующем проекте мы обязательно будем рассматривать вопросы продакт-плейсмента. А будут ли готовы ли наши компании - время покажет.
- Бюджет фильма составил 800 000 тысяч американских долларов. Сложно ли было найти деньги под проект?
- К счастью, нет, потому что мы и сами вкладывали средства в начале проекта, и друзья помогли, в частности, мой друг Азамат Ильясов.
- Через некоторое время после большого проката вы будете выпускать DVD и видеокассеты. Сейчас принято дополнять издание на DVD бонусными материалами. Планируете ли вы сделать нечто подобное?
- У нас предполагается такой выпуск: фильм о фильме, перевод на казахский и английский языки.
- На казахский и английский языки будет произведен дубляж?
- К сожалению, дубляж требует больших средств, и мы ограничились синхронным переводом. Надеюсь, что не в ущерб качеству. Я даже изначально хотел так сделать: чтобы актерская игра осталась и ее было слышно. Казахскоязычный зритель будет слышать натуральную игру и в то же время понимать, о чем идет речь. Мы хотим, чтобы казахский язык был современным городским, а не литературным языком Абая. Я бы назвал его «асфальтным», со сленгом, чтобы в нем проскальзывали и русскоязычные фразы. Английский язык пойдет как субтитры.
- В дополнение к вопросу о DVD. Пиратство у нас очень распространено. Возможно, что экранная копия пойдет на лоточки с дисками по 400 тенге. Как ты намерен с этим бороться?
- О-о-о-о, это страшная проблема.
Мне все говорят, что мы от этого никуда не денемся и, к сожалению, фильм обязательно своруют. Мы предпринимаем все меры для предотвращения распространения пиратской копии: написали письмо в МВД, в местный департамент внутренних дел, где нам тоже пошли навстречу. Обещают оказать содействие.
Но мы и сами стараемся и даже продумали, как защитить себя во время проката ленты.
- На Россию не засматриваешься как на рынок для проката?
- Конечно. Предварительные переговоры прошли успешно.
- Давай поговорим о рекламе. Расскажи про свой первый ролик.
- Я учился на пятом курсе режиссерского факультета, и надо было делать дипломную работу. И где-то в середине учебного года друзья приглашают меня работать в рекламное агентство - это было в 1994 году - чтобы снимать рекламные ролики. Около трех месяцев я искал клиентов: каждый день брал газеты и звонил чуть ли не в коммерческие киоски и предлагал им снять рекламный ролик (смеется). Ходил, доказывал, что это будет выгодно. Тогда только-только появились рекламные ролики, и наши первопроходцы в этой области Алексей Беркович, Рустем Абдрашев уже что-то делали. Моим первым заказчиком был Валерий Рыжкин, мебельная компания Code X. Удивительно, но он мне сразу заказал ролик на кинопленке, что до сих пор большая редкость. Ролик сдали с первого раза, он понравился заказчику. Потом было снято уже 5-6 роликов. Первым своим роликом я и защитил диплом.
- Дальнейший профессиональный путь был выбран намеренно?
- Да, я понял, что это неплохое занятие: оно мне нравится, да и в финансовом плане довольно неплохо. И вот в течение 13 лет этим занимаюсь.
- Наверно, любой режиссер, снимающий рекламу или клипы, мечтает о большом кино?
- Абсолютно. И таких примеров много: Финчер, Феллини и т.д. Я считаю, что рекламные ролики - это огромная школа, в которой от заказчиков тоже много зависит. Уровень наших заказчиков достаточно высок, требования очень высокие, как и подход к работе. Все РРМ (предпродакшн-митинги), когда утверждаются цвет рубашки или волос и так далее, - все это дисциплинирует. Когда ты сдаешь работу - риски сводятся к минимуму, поскольку работа заранее подготовлена по максимуму: все продумано, все проговорено. Раскадровка утверждена, костюмы утверждены, актеры утверждены. Клиент присутствует во время съемки, так что работа делается коллективно.
- Присутствие клиента не мешает?
- Нет. Я следую правилу, что клиент всегда прав. Я же не снимаю для себя.
- В среде рекламистов бытует мнение, что клиент в основном выбирает самое слабое решение.
- Все это субъективно. Изначально, когда сценарий слабый, ты вправе отказаться. Но если ты уже взялся за это дело - будь добр идти до конца. Мне не всегда нравится то, что я делал в рекламе.
- Можешь назвать свои любимые работы или те, которые имеют для тебя особое значение?
- Сложно критиковать свою работу, тем не менее из последних мне очень нравится ролик для БТА-Жизнь - двухминутный ролик, который крутили в кинотеатрах. Даже сам формат - 2 минуты, а не традиционные 30 секунд - уже интересен. К тому же там была интересная драматургия. Но в целом сложно что-то выделить.
- Что, ни разу не было стыдно за свою работу?
- Бывало (смеется).
- Традиционный вопрос: каковы твои творческие планы?
- С рекламой расставаться не собираюсь. Более того, хочу свою студию позиционировать как продакшн-хаус и сотрудничать с другими режиссерами: нашими или зарубежными. У меня уже есть опыт, когда привлекались режиссеры из Киева и Москвы. Что касается кино - посмотрим, как «Рэкетир» пройдет. На данный момент есть какие-то наброски, но конкретные очертания они еще не получили.
- На твой взгляд, какие перспективы у коммерческого кино в Казахстане? Какие сюжеты будут пользоваться успехом?
- Мне кажется, в коммерческом кино важен не жанр, а сценарий. Как правило, хороший сценарий сложно испортить. Его и снять проще.
Его и снять проще. Например, «Форрест Гамп» - гениальный фильм, который на уровне сценария уже был заряжен на огромный успех. Безусловно, все остальное должно соответствовать.
- Появятся ли у нас хорошие сценарии, особенно у молодых сценаристов?
- Я думаю, сейчас все пойдет. У нас ведь очень мощное авторское кино. А поскольку коммерческого кино как такового не было, то не было таких и сценариев. Может, они и есть у кого-нибудь в столе или компьютере, никому еще не показанные. С появлением нашего фильма, следующих фильмов все должно сдвинуться с мертвой точки.
Сделать звезду - составляющая индустрии, и я очень надеюсь, что актеры нашего фильма станут звездами. Я думаю, что актерская игра в «Рэкетире» очень хорошая. Я доволен игрой всех ребят.
Я надеюсь, что эта индустрия встанет на ноги и у нас появятся свои настоящие звезды, которые будут стоить больших денег и привлекать огромное количество зрителей, потому что они достойны этого.
Справка
Ахан Сатаев - режиссер. Родился в 1971 году в Караганде. Окончил факультет кино и телевидения Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. Как актер снялся в двух художественных фильмах, в качестве режиссера снял свыше 300 рекламных роликов. Неоднократный обладатель премии «Алтын Жулдыз».