Газета «Наш Мир»
Рут Лаферла
По своей оплошности наша учительница английского языка стала объектом насмешек: однажды в шестом классе мы увидели, как она тянет за шнурок от корсета, который случайно показался из рукава ее блузки. Это было еще более постыдно, чем перхоть. Мимолетная демонстрация нижнего белья заставила нас хохотать до колик.
По сегодняшним меркам этот инцидент едва ли заслуживает упоминания. Такого рода вещи перестали считаться постыдными еще во времена, когда Мадонна была девочкой. Действительно, надень сегодня наша учительница свой корсет поверх блузки, это сделало бы ее образцом, примером для подражания для огромного количества женщин, которые покупают нижнее белье не только для коррекции своей фигуры и комфорта, но со временем все больше – на показ.
Детали нижнего белья стали "элементом внешнего вида". Корсеты, слипы, трусы и лифчики столь же экстравагантны по своему дизайну и столь же желанны, как босоножки на платформе от Christian Louboutin и сумочки от Yves Saint Laurent.
Представление о нижнем белье как о сексуальной, многозначительно выставляемой на показ детали внешнего вида женщины привело к росту продаж. По данным фирмы, специализирующейся на рыночном мониторинге, объем продаж бюстгальтеров, трусов, слипов, корсетов и даже ретроаксессуаров вроде пояса для чулок за год достиг 10,6 млрд долларов, что на 10% больше, чем за предыдущий год. Очевидно, что товары, которые парадоксально продолжают назвать интимными деталями туалета, заняли первые строчки в списке женских покупок.
Росту этого бизнеса, безусловно, способствует то, что сейчас стало модно демонстрировать свое нижнее белье. Для женщин всех возрастов выглядывающее нижнее белье – это все что угодно, только не повод стыдиться. Демонстрация интимных деталей туалета на сегодняшний день приемлема для большинства поколений. Та же фирма, занимающаяся рыночным мониторингом, озвучила результаты проводившегося прошлой весной опроса, во время которого 77% респондентов – женщин разного возраста – сказали, что, выставляя на всеобщее обозрение детали своего нижнего белья, они чувствуют себя комфортно.
Тенденции делать свое белье достоянием общественности способствует и тот факт, что по своему дизайну и конструкции оно почти неотличимо от купальников и даже вечерних туалетов. Белье – это аксессуар, "который позволяет вам выглядеть лучше и отлично смотрится с вашей одеждой или эффектно просвечивает через нее, – говорит Моника Митро, представитель Victoria's Secret, фирмы, которая привлекла внимание общественности к пикантному нижнему белью. – Общество делает смелый шаг: нижнее белье фактически стало частью верхней одежды".
Такая точка зрения могла стать сенсацией во времена расцвета представителей "новой волны", таких, как Блонди или юная Мадонна, "когда бюстгальтер неожиданно стал частью спортивного гардероба", – говорит Дэвид Вулф, креативный директор Doneger Group, которая занимается прогнозированием модных течений в розничной торговле. Сегодня концепт сместился в область мэйнстрима – главного направления моды, добавил Вулф. Между тем он признался, что во время своего недавнего визита в один из крупнейших магазинов Mall of America, который расположен недалеко от Миннеаполиса, был застигнут врасплох зрелищем десятков женщин, молодых и не очень, которые грелись на солнышке рядом с бассейном в кружевных бюстгальтерах от Victoria's Secret.
Очевидная беззаботность, с которой они это делали, является продуктом вторжения соответствующих образов из СМИ, а именно телесериалов и мыльных опер, в которых показывают проворных домохозяек и журналисток – любительниц садо-мазо, которые пробираются к цели, из одежды имея на себе лишь бюстгальтер; сделанных папарацци снимков Виктории Бекхэм в флуоресцентном розовом лифчике, просвечивающем из-под топика в полоску; кадров, на которых Эшли Олсен фигурирует в своем фирменном стиле – в черном бюстгальтере под сделанной из тончайшей ткани белой футболкой.
Как в том, так и в другом случае демонстрация интимного кружева теперь не менее естественна, чем выбор подходящей по цвету сумочки к новой паре туфель. Олсен превзошла сама себя, появившись в октябрьском выпуске журнала Harper's Bazar в шортиках мужского покроя, которые виднелись из-под откровенного вечернего платья.
Мода выставлять белье напоказ возникла на улицах таких городов, как Лос-Анджелес и Лондон, а в коллекциях прет-а-порте будущего сезона весна-лето 2008 достигла своего апогея. Во время своего показа у Кристиана Диора Джон Гальяно представил кружевные ночные рубашки. Кейт и Лаура Маллеви, дизайнеры Rodarte, предложили вниманию публики короткое платье в греческом стиле, вырез которого обнаруживал фривольные слипы. Стелла Маккартни показала модель, похожую на детский комбинезон, которая напоминала гарнитур в складочку с мальчиковыми шортиками.
Те, кто хочет острых ощущений, могут равняться на профессионального провокатора Марка Джейкобса, который придал своим моделям бунтарский оттенок, включив в них лифчики и трусы. Несомненно, это был высший пилотаж: сознательная небрежность одежды моделей придала этой коллекции оттенок порочности. Но торговцы одеждой расценили этот показ "для лиц старше 17" как своего рода приглашение поправить свое материальное положение ввиду низкого осеннего сезона.
"Те модели, которые мы видели под занавес, были сработаны с четким расчетом и утонченностью, каждый волосок и каждая ниточка были на своем месте, – сказал Майкл Финк, ведущий модельер Saks Fith Avenue. – Может быть, пришло время добавить немного вульгарности, чтобы вернуться к настоящей моде".
Соломон кажется, что это мода несет с собой скорее загадочность, чем вульгарность. "Мне кажется, что, когда женщина не закрывает свою грудь полностью, это не столько агрессивно-сексуально, сколько романтично", – сказала она. В самом деле, некоторые готовы биться об заклад, что такая манера одеваться парадоксальным образом лишена эротизма.
Фарид Шенун в книге "Под одеждой: История нижнего белья" (Hidden Underneath: A History of Lingerie; Assouline, 2005) утверждает, что некоторые детали нижнего белья, теряя свою первоначальную функцию сексуальной, подчеркивающей изгибы тела "второй кожи", получают популярность как части верхней одежды. Вспомните корсеты, которые в 60-х повсеместно перестали использоваться для формирования фигуры, а в 70-х и 80-х возродились как модный аксессуар. Лишенный своего сексуального оттенка, этот предмет одежды "вошел в употребление как одна из видимых частей гардероба", пишет Шенун.
Этим же объясняется и тот факт, что скромные слипы, которые когда-то по совместительству являлись символом соблазнения, сегодня вызывают не больше переполоха, чем носки.
Восприятие слипов как детали вечернего туалета зародилось на Западном побережье США, говорит Ребекка Эпсан, владелица расположенного в центре Манхэттена магазина нижнего белья La Petite Coquette. По ее словам, покупатели требуют "вариаций на тему старомодных слипов, которые были популярны в Голливуде". Со вкусом украшенные винтажные модели, рассчитанные на то, что их будут носить вечером дома или ночью на дискотеке, являются неотъемлемой частью коллекций таких брендов премиум-класса, как Stella McCartney, Myla, Vera Wang и Roberto Cavalli, которые в ноябре представят свои коллекции нижнего белья в сети бутиков H&M.
Figleaves.com, популярный интернет-магазин нижнего белья, занимается продажей корсетов и кружевных бюстгальтеров от таких производителей, как Wacoal, Elle Macpherson Intimates, Calvin Klein и Le Mystère. Компания также планирует расширить ассортимент "брале" – декоративный гибрид топика и бюстгальтера. "Женщины носят их так, чтобы их было видно через симпатичную шифоновую блузку или другую прозрачную ткань, – сказала Йо Джефри, представительница компании. – Грань между бюстгальтером и верхней одеждой стирается".
Митро из Victoria's Secret вспоминает, как в конце 90-х, когда молодое поколение покупательниц начало носить обычные трусы и стринги так, чтобы их было видно над поясом джинсов, она не могла поверить, что девушки в самом деле хотят выставить свое белье на всеобщее обозрение. Компания ответила выпуском моделей, которые сзади были украшены цветами, кружевами и кристаллами Swarovski. "Неожиданно, – говорит Митро, – важной деталью нашей дизайнерской концепции стали эти украшения, помещаемые на трусах сзади".
Другие производители белья поспешили последовать примеру Victoria's Secret. "Мы не столько концентрируем свое внимание на скрытых деталях, сколько стараемся использовать побольше рюшечек и бантиков. Мои модели безусловно рассчитаны на показ", – сообщила Франческа Лутер, креативный директор Myla, английского премиум-бренда.
Потребители проглотили наживку. "Они обсуждают белье как новую сумочку", – говорит Митро.
А кое-кто отдает за белье трехзначные суммы. "На хорошее белье денег не жалко, – говорит 34-летняя Х.К. Данстон, художник-оформитель из Манхэттена. – Это поважнее, чем хорошая сумка".
"Если ты хорошо одета, чувствуешь себя увереннее, – добавила она и подвела итог: – Если на тебе надето что-нибудь симпатичное, знаешь, что будешь хорошо смотреться, если придется это показать".
Комментарий редакции
Трусы на показ
Оппоненты из так называемого «цивилизованного мира» часто упрекают страны с мусульманской моралью в неправильном отношении к женщине. Обвиняют в отсутствии у мусульманских женщин прав, в их несвободе и даже угнетенности. «Цивилизованным» не нравится одежда, прикрывающая значительную часть тела, они возмущены хиджабами и даже косынками на головах.
У каждой страны – свои традиции. Каждая нация, стремящаяся сохранить свою самобытность, бережно относится к традиционным костюмам, красочным нарядам и украшениям. В южных странах предпочитали легкую, светлую одежду. На севере носили меха. Но каждый народ вне зависимости от своей этнической истории, своей ментальности и своих религиозных верований, достаточно однозначно определял, что нравственно, а что нет. Обнажаться для соблазнения других и мусульмане, и христиане, и иудеи считали и считают аморальным. Америка ещё век, ещё полстолетия назад была достаточно пуританской страной. Великобритания – по-викториански чопорной. Православные женщины, входя в храм, покрывают голову платками, а священнослужители строго следят за обличием прихожанок – никаких шорт, мини-юбок и даже оголенных рук.
Но вот храм покинут, последний поклон сделан, осенили себя крестом и – свобода? Прочь платки, долой шаль замотанную вокруг колен вместо юбки (её, взятую напрокат, тут же сдают обратно служителю) – можно смело расстегивать сразу несколько пуговиц блузки и… И тут начинается лицемерие.
То есть в храм женщина входит скромная и смиренная, понимая, что её внешний вид – это тоже свидетельство её нравственного состояния, состояния её души. А вне храма?
Маленькие дети закрывают глаза и думают, что они хорошо спрятались, что их - не видно. Маленьким это простительно. Взрослый считающий, что вне храма он – вне Бога, вызывает вовсе не умиление. Он лицемерит. А лицемерие не выглядит забавным.
«Цивилизованный» мир – лицемерен. Пытаясь навязать свои якобы христианские ценности странам и народам, исповедующим свой путь к Богу, они делают это с помощью десятка спутников с порнопрограммами, вещающих на арабский мир. С помощью Playboy и Penthouse, с помощью современных музыкальных стереотипов, где вокальные данные ничто по сравнению с умением эпатировать телом, обнажая его со все большим вызовом.
Помните детский анекдот: и эти люди запрещают мне ковыряться в носу?
Западные стандарты моды, так усердно насаждаемые искусниками от кутюр и прет-о-порте, в чьей половой принадлежности порой трудно разобраться, вовсе не так безобидны. Декольте вечерних платьев и оголенные до ложбинки вырезы на спинах. Пляжные бикини и сменившие их ещё более вызывающие трусы-стринги и манера загорать топлесс. Джинсы с заниженной талией, открывающие половину зада и маечки, оставляющие обнаженным живот. Вот теперь нижнее белье, носимое на манер повседневной верхней одежды. Смотрите: у наших женщин нет тайн – они свободны. Они – цивилизованны. Кричаще цивилизованны. Вызывающе сексуальны. Откровенно заманивающие.
Так, где женщина угнетаема и используема? В исламе, где она уважаемая мать и любимая жена, чьи права, достоинство и честь тщательно оберегаются. Или там, где все её выпуклости и прочие отличия от мужчин выставляются напоказ, как приманка в рекламе товаров и главная ценность в шоу-бизнесе. Где у неё меньше прав? Там, где общество и его моральные правила поощряют замужество женщин. И в случае, когда войны, травмы, болезни сокращают число мужчин, не возражает против того, чтобы и две, и три, и четыре женщины были замужем за одним мужчиной. Но замужем! В семье. С детьми.
Или в обществе, где не нашедшая спутника или овдовевшая женщина обречена на одиночество, бездетность или распутство и даже торговлю своей сексуальностью – образом и телом.
После второй мировой войны офицеры возвращались из Германии с трофеями. Мало просвещенные они запихивали в чемоданы кружевные комбинации, пеньюары и ночные рубашки. Их, такие же мало, что видевшие жены, восхищенные пеной кружев, надевали шелковые комбинации на танцы и приёмы в домах офицеров. Над такими смеялись: дуры!
По нынешней американской моде, которая, скорее всего, отзовётся в ближайшее время и у нас, бюстгальтер вовсе не стыдно надеть вместо маечки или кофточки, а стринги натянуть поверх джинсовых брюк. Современные модницы знают точно – это лифчик, а это трусы. Но меньшими дурами они от этого не становятся.
Чем больший сексуальный вызов они бросают мужчинам, тем меньшим уважением у мужчин они пользуются. Мимолетное вожделение, нескрываемая граничащая с похотью страсть, сладкое пьянящее чувство порока – эти чувства вызвать легко. Желание, чтобы именно эта девушка стала женой на долгие годы, матерью твоих детей – это стремление трусы, надеваемые поверх брюк, вызывают меньше всего.
Говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. Иногда и одежки достаточно, чтоб понять, что ума тут нет. Скрывать нечего. |