Газета «Наш Мир»
Один из самых авторитетных в России деловой журнал «Эксперт» опубликовал в своем последнем, только что вышедшем номере, большое интервью с премьерминистром Казахстана Каримом Масимовым. Нам показалось, что ответы руководителя правительства на вопросы наших коллег будут интересны и читателям «Нашего мира». С некоторыми сокращениями мы публикуем это интервью.
— Карим Кажимканович, как вы можете охарактеризовать текущее экономическое состояние Казахстана?
— В целом экономическое состояние страны я оцениваю как стабильное. В то же время во втором полугодии мировая экономика столкнулась с целым рядом инфляционных вызовов: ростом цен на продовольствие, ипотечным кризисом в США и другое. Казахстан принимает меры на опережение, чтобы противостоять этим вызовам. По итогам девяти месяцев текущего года темп роста ВВП составил 110,1 процента.
Все наши основные экспортные продукты — нефть, зерно, металлы — находятся сейчас на пике своей стоимости, что позволяет сглаживать проблемы, связанные с коррекцией цен на мировом финансовом рынке. Ипотечный кризис в США в августе текущего года косвенным образом повлиял на самочувствие нашей банковской системы. Банки начали испытывать определенные трудности в заимствовании средств на внешних рынках. После глубокого анализа ситуации мы поняли, что самой банковской системе Казахстана ничего не угрожает — банки спокойно могут рассчитаться со всеми своими обязательствами. Но проблема может возникнуть со строительным сектором, поскольку банки очень активно кредитовали его, и этот рынок был одним из самых быстрорастущих. Мы приняли решение, что правительство поможет с ликвидностью банковской системе только с целью продолжения кредитования жилищного строительства, а также поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в несырьевом секторе.
— В какой форме будет осуществлена эта поддержка?
— Мы тщательно проанализировали ситуацию. Там, где строительство еще не начато, находится на нулевом цикле, лучше сейчас его заморозить, поскольку произошло определенное охлаждение спроса на недвижимость. Там, где строительство уже идет, и привлекались средства дольщиков — физических лиц, правительство окажет поддержку через банки. Конкретная форма поддержки — размещение обусловленных депозитов, а затем софинансирование банков и строительных компаний.
Таким образом, государственные средства поддержки ликвидности — это возвратные деньги. Важно также, что риск остается на банке.
Кроме того, мы проводим мониторинг индустриальных проектов вне строительной отрасли, рыночное банковское финансирование которых сейчас приостановлено либо отложено вследствие определенных проблем с ликвидностью. Важные и качественно проработанные проекты мы будем финансировать через институты развития.
— В последние месяцы в Казахстане произошел скачок цен на хлеб и другие продовольственные товары. Какие меры принимает Ваше правительство для борьбы с инфляцией?
— Я думаю, что по итогам текущего года, инфляция превысит 10 процентов — это самый высокий показатель за последние годы. Экономику не обманешь. Если страна семь лет подряд развивается со среднегодовым темпом 10 процентов, то трудно ожидать устойчиво низкой инфляции. В Китае, который демонстрирует высокие темпы развития, и, в общем-то, низкую инфляцию, последняя обусловлена большим количеством населения. Особенно сельского, которое гасит инфляционные процессы, постоянно поставляя дешевую рабочую силу. У Казахстана такого ресурса нет. Мы, наоборот, испытываем недостаток рабочей силы. Кроме того, инфляцию подхлестывают внешние факторы. Посмотрите, как растут мировые цены на зерно, масло, другие продукты питания. Это, конечно, сказывается и на внутреннем рынке. Закрыть свой рынок мы не можем. Напротив, мы заинтересованы в стимулировании развития экспортного производства, интеграции в мировую экономику. Бороться с инфляцией надо, прежде всего, рыночными методами. Стратегический путь — работа по развитию конкуренции.
Монополии, в том числе созданные при протекции местных властей, мы будем жестко регулировать и при необходимости разрушать.
Особо подчеркну, что правительство Казахстана продолжит работу по реформированию социальной политики страны в целях защиты социально уязвимых слоев населения.
— Какие главные стратегические задачи ставятся вашим правительством по развитию экономики Казахстана?
— Как подчеркнул Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу Казахстана, для нас суще-ственны не только темпы экономического роста, но и его качество. Важнейшая задача — диверсификация экономики, развитие тех секторов, которые пока нетрадиционны для Казахстана, но в которых имеется потенциал экспортного развития. Нам крайне важно стимулировать инвестиции, в первую очередь в частный сектор, в развитие производств, не связанных с сырьем. Нам показался очень интересным опыт послевоенной Японии, опыт выращивания «корпоративных чемпионов» в шестидесятые годы двадцатого века в Южной Корее. Мы постарались максимально изучить их опыт и перенести его на современные реалии. Результатом такой работы стала реализация программы «30 корпоративных лидеров». Она состоит из двух частей. Инициаторами проектов первой части выступают представители бизнеса. Причем это обязательно должны быть частные, а не государственные компании — компании с экспортным потенциалом, который трудно реализовать в одиночку, без государственной поддержки. Как только проект разовьет собственную динамику, государство будет выходить из него. Наиболее предпочтительный способ выхода — продажа государственной доли на фондовом рынке внутри страны.
Вторая наша стратегическая задача — сбалансировать рост экономики с развитием инфраструктуры. Мы приняли принципиальное решение развивать инфраструктуру преимущественно через механизм государственно-частного партнерства.
— Как Вы оцениваете соотношение национального и иностранного капиталов в стратегических отраслях Республики Казахстан? Будет ли, и если да, то, каким образом, меняться расстановка сил?
— Вы знаете, это очень чувствительный вопрос. В разные периоды времени он решался по-разному. В девяностые годы у нас не было опыта и своих ресурсов по освоению недр — ни финансовых, ни административных, ни управленческих. Поэтому приоритет отдавался привлечению внешних инвесторов, в том числе и в стратегические отрасли, поскольку у нас тогда других альтернатив не было. Отечественный бизнес — капитал — был еще не развит, а у государства возможностей не было.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Я считаю, что по крупным новым нефтяным месторождениям и новым проектам в других стратегических отраслях, государство в лице национальных компаний должно иметь долю не менее 50 процентов. По действующим проектам, там, где иностранный инвестор выполняет условия контрактов, мы будем строго следовать этим контрактам и соблюдать статус-кво. Если же кто-то из инвесторов сейчас намеревается выйти из проекта, продать по тем или иным причинам свою долю, мы, то есть правительство в лице национальных компаний, будем стараться купить пятидесятипроцентную долю в проекте. |