Газета «Наш Мир», со ссылкой "Лента.Ру"
Пользуясь поддержкой США и НАТО, население Косова готовится провозгласить независимость края в одностороннем порядке. В многочисленных комментариях слышны голоса тех, кто озабочен последствиями этого неожиданного шага. Оценивается экономическая база (вернее - ее отсутствие) косовской независимости, возникает вопрос: на какие средства будет развиваться молодое государство, кто будет спонсировать происходящие процессы? США? Евросоюз? Турция? Не менее важным представляется вопрос о конфессиональном характере будущего государства и способности новой власти поддерживать мир в многострадальном крае. Если вспомнить те цели, с которыми создавалась в 1969 году «Организация Исламская Конференция», а именно с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки исламского движения, то совершенно непонятно бездействие ОИК, на фоне повышенного внимания к Косово со стороны Европы и США.
Проблема распространения на Балканах мусульманства никогда не существовала в чисто религиозном виде, - в ней переплелись этнические, геополитические, культурные, социально-экономические мотивы. Приход на Балканы в XIV-XV веках Османской империи дал толчок процессу принятия регионом Ислама. Приход на Балканы Османской империи означал соприкосновение балканских народов с высокими достижениями арабской мусульманской цивилизации того периода. Именно в это время на Балканах сложились две этно-конфессиональные группы, которые уже в конце XIX века начали оказывать все возрастающее воздействие на местные процессы. Речь идет о боснийских мусульманах и косовских албанцах.
Одним из источников пополнения общины косовских албанцев стал проходивший вплоть до конца XIX века процесс принятия Ислама сербским населением в районах со смешанным албанско-сербским населением. Процесс носил повсеместный характер, а особенно активно он развивался в тех районах, где сербский элемент был разрозненным вследствие исхода славянского населения после поражений войск антитурецкой коалиции в 1690 и 1737 годах. Как отмечал в 1913 году сербский исследователь Йован Цвийич, к середине XIX века процесс принятия Ислама православными сербами принял те же масштабы, который имели аналогичные процессы в среде сербов-католиков районов Призрена и Джяковицы в XVII-XVIII веках.
К концу XIX века – назрела насущная необходимость в объединении великоалбанского патриотического движения и территориального устройства Балкан. Правда, создать из Албании моноконфессиональное образование, к чему призывал один из тогдашних албанских лидеров крупный землевладелец Эссад-паша Топтании, не удалось. Сыграли свою роль активная католическая пропаганда Австро-Венгрии и Италии среди населения Северной Албании, а также присутствие православно-эллинского элемента в Южной Албании. В результате основной идеологией албанского национального движения стал «албанизм» - понимавшийся как объединение всех албанонаселенных районов Балкан в одну государственную единицу и придание ей гомогенного характера, а Ислам в государственных программах, к сожалению отошел на второе место. |