Газета «Наш Мир»,
Ури Авнери, Израиль
Не секрет, что произраильское лобби в США и их союзники – неоконсерваторы и христианские сионисты подталкивают Америку к этой войне, так же как они подталкивали ее к войне в Ираке.
Известные и уважаемые американские газеты раньше других опубликовали сенсационное сообщение о том, что вице-президент Дик Чейни, глава “ястребов”, придумал схему атаки Ирака, в духе Макиавелли. Суть схемы такова: Израиль начнет бомбардировку иранских атомных объектов, в ответ на это Иран ракетами обстреляет территорию Израиля, что послужит поводом для американской атаки Ирана.
Выглядит неправдоподобно? Отнюдь. Примерно тоже самое произошло в 1956 году. Франция, Израиль и Британия тайно планировали атаковать Египет, чтобы свергнуть Гамаля Абдель Насера (“смена режима” как это звучит сегодня в профессиональной среде). Была договоренность, что израильский воздушный десант будет выброшен около Суэцкого канала и что возникший в связи с этим конфликт станет предлогом франко-британской оккупации территории вокруг канала, с целью обеспечения безопасности водного пути. Этот план был приведен в исполнение и с позором провалился.
Чего же ждать нам, если мы согласимся с планом Чейни? Наши летчики будут рисковать своими жизнями, атакуя хорошо защищенные атомные объекты. Затем, иранские ракеты градом посыпятся на наши города. Сотни, а возможно и тысячи будут убиты. И все это только для того, чтобы у Америки появился предлог для начала войны.
Действительно ли это сработает? Другими словами - обязаны ли США вступить в войну на нашей стороне, даже если эта война начата нами? Теоретически, ответ – да. Согласно современным соглашениям между США и Израилем, Америка должна прийти на помощь Израилю в любой войне, не зависимо от того, кто ее начал.
Рационально ли полагать, что такая проблема возникнет? Сложно сказать. Но это только подкрепляет подозрения, что перспективы атаки на Иран гораздо реальнее, чем многие думают.
Действительно ли Буш, Чейни и компания намерены напасть на Иран?
Я не знаю, но у меня есть подозрение, что в этом вопросе их позиции становятся сильнее.
Почему? Потому что срок руководства Джоржа Буша подошел к концу. Если он закончится с теми результатами, которые достигнуты сейчас, то Буш станет очень плохим, если не самым худшим президентом в истории США. Его руководство началось с катастрофы, разрушения башен близнецов, 11 сентября, что показало плохую работу спецслужб и подошло к концу фактическим поражением в Ираке.
Бушу остался только год для того, чтобы осуществить что-нибудь выдающееся и сохранить свое имя на страницах истории. В такой ситуации, лидеры начинают склоняться к военной “авантюре”. Принимая во внимание демонстрируемые черты человеческого характера, перспектива войны представляется достаточно пугающей.
Правда то, что американская армия загнанна в угол в Ираке и Афганистане. Даже такие люди как Буш и Чейни не могут в настоящее время тешить себя мечтами о вторжении в страну, в четыре раза превышающей Ирак по площади и в три раза по количеству населения.
Но, возможно, что милитаристы шепчут Бушу на ухо: О чем ты беспокоишься? Нет нужды для вторжения. Будет достаточно всего лишь побомбить Иран, также как мы бомбили Сербию и Афганистан. Нам просто необходимо использовать самые современные бомбы и самые совершенные ракеты против этих двух тысяч целей, чтобы разрушить не только иранские атомные объекты, но и военные и правительственные объекты. “Мы должны атаковать их так, чтобы отбросить назад, в каменный век”, как однажды сказал американский генерал о Вьетнаме, или “перевести их часы на двадцать лет назад”, как сказал о Ливане генерал израильских военно-воздушных сил, генерал Дан Халуц.
Заманчивая идея. США будут использовать только свои мощные ВВС, все типы ракет и высокоэффективные авианосцы которые уже находятся в Персидском заливе. Вся эта сила может быть мгновенно применена в любое время. Для президента-неудачника в конце своего срока, идея такой легкой и быстрой войны кажется очень привлекательной. А этот президент уже показал, как ему нелегко противостоять соблазну подобного рода.
Будет ли эта военная операция действительно такой легкой, “как съесть кусок пирога”, как говорят в Америке. Я в этом сомневаюсь.
Даже “умные” бомбы убивают людей. Иранцы – гордый, решительный и целеустремленный народ. История показала, что за 2000 лет они никогда не атаковали другую страну, но, в течение 8 лет Ирано-Иракской войны они твердо обозначили своё решительное намерение защищать свою страну в случае нападения.
Первой реакцией Ирана на американскую атаку будет закрытие пролива Хормуз, входа в залив. Это вызовет остановку значительной части нефтяных поставок в другие страны и приведет к беспрецедентному экономическому кризису. Чтобы открыть пролив (если это вообще будет возможно), американской армии потребуется захватить и удерживать большую площадь иранской территории.
Быстрая и легкая операция может превратиться в длительную и тяжелую войну. Что же это будет означать для нас в Израиле? Едва ли можно сомневаться в том, что если Иран будет атакован, он ответит бомбардировкой, подготовленными заранее для таких целей ракетами. Конечно, это не поставит под угрозу существование Израиля, но и приятным фактом это также не будет.
Если американская атака превратится в длительную изнурительную войну и если американское общество увидит в этом катастрофу (также как это случилось сразу после иракской кампании), некоторые однозначно начнут осуждать Израиль. Не секрет, что произраильское лобби и их союзники – (в большинстве своем евреи) неоконсерваторы и христианские сионисты подталкивают Америку к этой войне, так же как они подталкивали ее к войне в Ираке. Для израильской политики, желанная выгода от этой войны может превратиться в большие потери – не только для Израиля, но и для американского еврейского сообщества.
Если бы Махмуд Ахмадинежад не существовал, Израильское правительство должно было бы придумать его.
У него есть практически все черты свойственные врагу. У него большой рот. Он хвастлив. Ему нравится становиться причиной скандалов. Он отрицает Холокост. Он пророчит что Израиль “будет стерт с карты мира” (однако он не говорил, как об этом заявили СМИ, что именно он сам сотрет Израиль с карты мира).
Не так давно про-израильское лобби организовало большую демонстрацию против его визита в Нью-Йорк, что стало большим успехом для Ахмадинежада. Он реализовал свою мечту стать центром внимания мировой общественности. Ему была предоставлена возможность высказать перед мировой аудиторией свои взгляды относительно Израиля, некоторые из которых были оскорбительными, скандальными, другие вполне обоснованными.
Но, Ахмадинежад это не Иран. Правда то, что он выиграл всенародные выборы. Но именно религиозное шиитское руководство принимает решения и отдает команды вооруженным силам и этот орган власти совсем не хвастливо кричащий или жадный до скандалов. Наоборот, они очень осторожны.
Если бы Иран действительно так стремился к тому, чтобы обладать атомной бомбой, то о работах над ее созданием никто бы не заявлял, храня молчание так долго, как только возможно (как это сделал Израиль). Чванливость и самодовольство Ахмадинежада нанесло больший урон этой попытке, чем это смог бы сделать какой-нибудь враг Ирана.
Крайне неприятно думать об атомной бомбе в иранских руках (да и вообще в чьих либо руках). Я думаю что это может быть предотвращено предложением других стимулов либо введением санкций. Но даже если и это не принесет успеха, это не будет ни концом света ни концом Израиля. В этом регионе, больше чем в каком-либо другом, израильские сдерживающие силы просто огромны. Даже Ахмадинежад не рискнет пойти на такой обмен – уничтожением Ирана, на уничтожение Израиля.
Наполеон сказал, что для того чтобы понять политику страны, нужно просто взглянуть на карту.
Если мы сделаем это, то увидим, что нет никаких объективных причин для войны между Ираном и Израилем. Напротив, на протяжении длительного времени в Иерусалиме верили, что эти две страны настоящие союзники.
Давид Бен-Гурион выступал за “союзничество периферии”. Он был убежден в том, что весь арабский мир это враг Израиля, а это, в свою очередь, заставляло думать о том, что союзников необходимо искать на границах арабского мира – Турции, Ирана, Эфиопии, Чада и т.д. (Он также искал союзников внутри арабского мира – среди групп, которые не являются арабами-суннитами, таких как марониты, копты, курды, шииты и другие).
Во времена Шаха, между Ираном и Израилем были налажены тесные связи, некоторые позитивные, другие негативные. Шах помогал строить нефтепровод из Эйлата в Ашкелон, чтобы транспортировать иранскую нефть в средиземноморский регион, в обход Суэцкого канала. Израильская внутренняя секретная служба Шабак тренировала своих коллег из пресловутой иранской службы (Савак). Израильтяне и Иранцы выступали вместе в иракском Курдистане, помогая курдам против их суннитских угнетателей.
Революция Хомейни, в начале, не положила конец этому союзничеству, она просто сделала это сотрудничество скрытым. Во время ирано-иракской войны Израиль снабжал Иран оружием, исходя из принципа, что любой, сражающийся против арабов наш друг. В тоже время, Америка поставляла оружие Саддаму Хусейну – один из примеров расхождения во взглядах между Вашингтоном и Иерусалимом.
Сегодня идеологическая борьба неистово вспыхнула между двумя странами, но она в основном ведется на уровне риторики и демагогии. Я посмею сказать, что Ахмадинежад не дает и малейшего повода для палестино-израильского конфликта, он всего лишь использует его для того, чтобы найти друзей в арабском мире. Если бы я был палестинцем, я бы не стал рассчитывать на это. Рано или поздно, географическое положение стран подтолкнет израильско-иранские отношения к улучшению, будем надеяться, к отношениям на гораздо более позитивной основе.
Напоследок, я могу с твердой уверенностью предсказать только одно: тот, кто захочет начать войну с Ираном, пожалеет об этом. В некоторые авантюры легко впутаться, но сложно выпутаться.
Перевод А.Ивчен |