Газета «Наш Мир»,
Имя Кирсана Илюмжинова стало нарицательным не только в отечественных, но и зарубежных СМИ. Ни для кого не секрет, что обширный степной край находится в глубочайшем экономическом и социальном кризисе. Речь уже идет не о том, что надо сделать Илюмжинову для исправления ситуации, а о том, сколько при таком руководстве отведено времени многострадальному калмыцкому народу до полного его исчезновения в затухающем плавильном котле ассимиляции. И это не метафора: больше трети этнических калмыков уже покинули свою малую Родину. Осталось 100 с небольшим тысяч – ровно столько, сколько вмещает в себя московское метро. Кто же этот «поводырь» с пятнадцатилетним стажем? Как формировалась личность калмыцкого лидера? В чем причина его непотопляемости? Попробуем разобраться.
Первое, что отмечают все без исключения, не понаслышке знакомые с Илюмжиновым, – его непоколебимая уверенность в своем предназначении, основанная на многолетнем опыте мистических практик.
Еще в студенческие годы, когда Кирсан Николаевич учился в МГИМО, он занимался колдовством, шаманством и снимал сглаз у студентов. Используя свои «знахарские» способности, лечил всех подряд и от гриппа, и от простуды, и от головной боли. При глубокой осведомленности в духовных учениях Востока, зам. секретаря комсомольской организации института по идеологии не чурался мирских утех, на которые, как мог, добывал отечественную и зарубежную валюту. За что и поплатился. Был взят с поличным в гостинице «Пекин» на торговле наркотиками. Однако в дело вмешались «уважаемые» люди отца – крупного, по масштабам Калмыкии, партийного функционера, и способный студент вернулся к занятиям в институте.
Бесовские, по канонам любой религии, увлечения Илюмжинова уживаются в его сознании с верой в Бога, правда, Всевышний в его представлении несколько космополитичен и даже не чужд идеям глобализации. Так, в интервью газете «День» молодой калмыцкий лидер делится сокровенным: «Я одинаково верю и в Будду, и в Магомета, и в Христа – все они сыновья одного Бога. И в реинкарнацию, как буддисты, тоже верю – в то, что одну жизнь мы заканчиваем, а другую начинаем. У меня сейчас, например, шестьдесят девятая жизнь…»
Его опыт богоискательства был бы забавным, если бы не калечил человеческие души.
Шаман
В начале своего пребывания на посту президента РК К. Илюмжинов издал указ о воссоединении церкви с государством, после чего сошелся с преподобным Муном – главой запрещенной в большинстве стран южнокорейской секты. Не мудрено, ведь Папаша Мун посулил своему новому чаду крупные отступные за право вести миссионерскую деятельность среди «заблудших» христиан и буддистов. Тут же учение Муна было введено в школьную программу (1994 г). Благо, что вакханалия мракобесия продержалась не более 4-х лет и была решительно пресечена Верховным Далай-ламой. Потом неугомонный Кирсан увлекся шаманизмом (по-научному, тенгрианством) с его неизбежными атрибутами – кровавыми жертвоприношениями и многолюдными мистериями. Не найдя поддержку в народе, его лидер вновь вернулся к буддизму. Но и тут не удержался и впал в «ревизионизм», повелев начать грандиозное строительство самого большого в Европе хурула (храма) в честь шаманского персонажа Белого Старца.
Однако козырем в его конфессиональном раскладе остается ислам, который исподволь насаждается в республике с помощью мигрантов с Кавказа и миссионеров с Ближнего Востока. 15% мусульман для такой маленькой республики является серьезным аргументом на тот случай, если «родные» буддисты вдруг разочаруются в своем молодом хане.
Друг пришельцев
Илюмжинов считает себя великим астрологом: «Астрология просто присутствует в моей жизни. В жизни каждого человека. Все в нашей жизни предопределено, и планеты, звезды иногда влияют на жизнь людей. Поэтому астрология — составляющая моей жизни (Одесская Независимая газета «Юг» 31.01.07). А еще пророки разных мастей. То они к нему, то он к ним. «Раз приходит ко мне в кабинет один такой пророк, — рассказывает очередному корреспонденту Илюмжинов, — усаживается напротив меня и молчит минут десять. А потом вдруг изрекает: «Кирсан Николаевич! А ведь мы с вами встречались около трех тысячелетий назад в созвездии Альфа-Центавра!». «Да! — говорю я. — Начинаю припоминать!» Оказывается, это в столицу Калмыкии спустился мессия из Грозного. Спаситель предстал в образе чеченца Айзена, с которым у хозяина степного народа был обстоятельный разговор («Известия», 11.11.1995).
Но главной хохмой у пишущей братии считается разговорить Илюмжинова на тему его контактов с инопланетянами. Ни одно отечественное или зарубежное периодическое издание не прошло мимо этого сенсационного факта. «Я побывал на НЛО. Корабль был размером с футбольное поле. Инопланетяне надели на меня желтый скафандр. Они устроили мне экскурсию по кораблю и показали командный центр. Мы полетели на какую-то планету. Мне с ними было очень хорошо, я чувствовал себя непринужденно», — давясь от смеха, записывает корреспондент «The Guardian».
Судя по всему, Илюмжинов не прочь закрепить свой контакт с инопланетянами. И если поначалу он обещал своему добродушному народу построить в степи космодром для торжественного приема пришельцев, то в последние годы решил, что прежде надо бы обыкновенную стартовую площадку для запуска ракет построить, да такую, чтоб о Байконуре все забыли. Новость эту тут же поместили в сводки «Интерфакса». «Космический полет – это что-то похожее на шоу, поэтому у нас будет сооружен специальный стадион с продажей билетов для зрителей, которые перед стартом смогут принять стакан кумыса – нашего национального напитка», — не унимался будущий начальник космодрома. Его даже не смутила реакция «Росавиакосмоса», специалисты которого скучно прокомментировали, что такой космодром обойдется по меньшей мере в 10 млрд. долларов и не окупится в течение ближайших десятилетий.
Мясной король
«Президент-подросток, крепко ударенный в детстве шахматной доской», — одна из самых мягких характеристик иностранцев относительно личности Илюмжинова. Как это в Москве его не разглядели? Как же – разглядели и даже… поверили! Например, бывший полпред по Южному федеральному округу Владимир Яковлев наслушался баек Илюмжинова и тут же отправился с визитом в приморский городок Лагань, чтобы лично убедиться в строительстве морского порта. А там, как известно, и конь не валялся. Ну просто Копперфильд, а не глава республики этот Илюмжинов. Случается, и крупнее человека разводит, порой, даже, обидно становится. К примеру, зачем президента России в свои фокусы втягивать? Достаточно вспомнить пресловутый «Мясной пояс России», который циничные журналисты назвали «Всероссийским расколбасом».
8 августа 2006 года. Кремль. Встреча и беседа Президента Российской Федерации В.В. Путина с главой администрации Республики Калмыкия К.Н. Илюмжиновым. Серьезный и даже строгий президент внимательно слушает своего моложавого подчиненного, который несколько смущенно с очаровательной улыбкой докладывает о своем «встречном» плане создания «мясного пояса» в России. По мнению юного высокопоставленного чиновника, в России поголовье крупного рогатого скота сократилось с 7,5 млн. до 350 тыс. Застенчиво подглядывая в листки доклада, скромный визитер продолжает: «Если программа будет запущена, то через 5 лет производство мяса может вырасти до 400 тыс. т. в год». И далее калмыцкий лидер выразил твердую уверенность в том, что «через четыре-пять лет половину потребности российского населения в мясе можно закрыть». Ни одной верной цифры, ни одного серьезного предложения.
В Национальной мясной ассоциации России доклад Илюмжинова президенту назвали «бредятиной», и добавили «…какой бы путь тут не был выбран, Кирсан Илюмжинов точно к нему никак не относится». Ну, это уже слишком, ведь К. Илюмжинов, помимо прочего, является руководителем комиссии по АПК Госсовета России. Хоть бы чины уважали!
Политфокусник
Илюмжинов живет придерживаясь библейского принципа «не сотвори себе кумира». Действительно, среди ныне здравствующих людей у него нет никого, кого бы он мог оценивать выше себя. Поэтому многие политики становятся объектами его едких острот.
Восхваляя президента Б. Ельцина на первых своих выборах в 1993 году, Илюмжинов уже через несколько месяцев, во время Октябрьского кризиса, надеясь на дальнейшее повышение, клянется в верности А. Руцкому, именуя Б. Ельцина «идиотом» и «маразматиком». После разгрома Верховного Совета, задабривая победившую сторону миллионными «откатами», ретируется в свою вотчину, сближается с Б. Березовским и его знакомыми из числа чеченского руководства, а уже осенью 1998 года, заявляет о готовности Калмыкии выйти из состава РФ.
В ожидании победы Ю. Лужкова на выборах 2000 года Илюмжинов заблаговременно назначает его шурина Ю. Батурина главой правительства РК, а супругу, Е. Батурину, выдвигает кандидатом в депутаты ГД от РК. Е. Примакова прилюдно величает «героем нашего времени». Летом 2001 года, ободренный прогнозами своего друга Б. Березовского, К. Илюмжинов «вещает» на радио «Свобода» о «брежневском застое» как об основном следствии нынешней власти, о режиме, которому нужны лишь серые личности, о политлаборантах, из которых состоит окружение президента, и т.д.
КСТАТИ
Чего-чего, а планов у калмыцкого лидера – хоть отбавляй. Ниже приведен неполный перечень планов и обещаний щедрого на посулы Кирсана Илюмжинова. Итак…
- дать каждому жителю по автомобилю и сто долларов в придачу, а каждому пастуху – по мобильному;
- построить в степи калмыцкий Лас-Вегас, а саму республику превратить в Кувейт;
- накрыть Калмыкию валом инвестиций («тут важно устоять, не поддаться искушениям» – цитата из его выступления);
- подготовить футбольный клуб «Уралан» для завоевания кубка чемпиона России;
- построить кожевенный завод «Арсчи» и «завалить» Европу дубленками и шерстяными изделиями;
- совместно с голландцами реализовать проект ветроэнергоустановок как альтернативу РАО ЕЭС;
- построить завод по производству компьютеров;
- возвести за 2,6 млрд. долларов шахматный город в г. Дубай (ОАЭ);
- реализовать проект «Интернет-республика»;
- выделить миллион долларов на вывоз из Москвы в Элисту тела В.Ленина;
- построить крупнейший на Каспии международный морской порт (в два раза мощнее Новороссийского), а также паромную переправу и судоходный канал в Лагани.
- построить несколько нефтеперерабатывающих предприятий и газотурбинную станцию в Элисте (до сих пор республика закупает нефтепродукты в основном с Волгоградского и Астраханского нефтеперерабатывающих заводов);
- совместно с немецкой компанией создать СП по обработке шерсти, а с итальянской – по производству пластиковых окон;
- наладить в Калмыкии производство новой системы привода для автомобилей, которая сделает их более дешевыми и безопасными;
- построить в Калмыкии филиал всемирно известного Шаолиньского монастыря и «Дворца ушу»;
- вместе с немецкими партнерами построить в Лагани международный аэропорт, 200 бизнес-центров, пятизвездочный отель и сеть развлекательных заведений;
- построить в Элисте Ледовый дворец спорта;
- при помощи китайских партнеров возвести в Элисте завод по производству автобусов.
Да, чуть не забылось, обещал даже принять в республике закон о многоженстве. Ну, с этим проще, можно было бы и принять. Больших затрат не требовалось.
Пожалуй, достаточно. Кто готов поставить «галочку» напротив хоть одного реализованного проекта? То-то и оно!.. А это еще не полный список.
СЛОВА
Верят калмыцкому лидеру, хоть устали, но верят. Куда ж от этого трудяги денешься. Уже четвертый срок языком молотит. И как складно у него получается:
«В Калмыкии я начал строить заводы и фабрики, дороги. По количеству сданного жилья Калмыкия вошла в первую пятерку среди регионов. Причем раньше почти все стройматериалы нам приходилось завозить. Теперь начали создавать свою строительную базу. В прошлом году производство стройматериалов выросло в 2,5 раза. У нас вступает в строй самый крупный завод в России по производству кирпича – 30 миллионов штук в год. Конечно, нам столько «не переварить». Будем продавать. Уже договорились с Москвой о его поставках.
... Приехало к нам руководство минсельхоза Узбекистана и очень удивилось: у них урожай 40-45 центнеров хлопка с гектара, мы получили 65. Да и качество нашего хлопка выше. Потом купили в Ташкенте хлопкоперерабатывающий завод, перевезли его и монтируем.
... Мы ежегодно увеличиваем посевные площади примерно на треть, то есть вводим в сельхозоборот ранее необрабатываемые земли. Одновременно увеличивается и урожайность. Специалисты полагают, что через год-два республика будет выращивать не менее полмиллиона тонн зерна. Причем неплодородные земли намереваемся засеять травой и превратить в пастбище». |