Газета «Наш Мир»,
Есть старый, ещё с советских времён, анекдот. Работает мужик на секретном заводе. Что производят на нем, никто из рядовых работников не знает. Вроде стиральные машины. Ну, выносят они понемногу с друзьями детали домой и мастерят из них стиральную машину. А в итоге, как ни прилаживают, как ни складывают, всё равно получается пулемёт.
Я вспомнил этот анекдот, чтоб коротко рассказать о выборах, которые через несколько дней состоятся в России. Для Казахстана политические процессы в соседней, стратегически важной стране, не просто важны, но и полезны, поучительны и познавательны.
Итак, 2 декабря Россия выбирает новую Думу. Участвуют 11 партий. Социологи посчитали, что в парламент пройдут 34. Про аутсайдеров особо говорить не будем – СПС, Демократическая партия и «Гражданская сила» — это правые. «Яблоко» — скорее левые. Но все они – либералы. И вряд ли ктонибудь из них пройдёт в Думу. В 90е годы либералы в России настолько опростоволосились, настолько надоели, что их идеи даже на все четыре партии вместе 7 процентов не наберут. А именно таков теперь проходной балл в парламент.
Левые партии – «Патриоты России», «Партия социальной справедливости» и аграрии тоже не в лидерах. Ну, разве что Аграрная партия выглядит повесомее. Но тоже без шансов.
Остаётся Жириновский с ЛДПР, председатель Совета Федерации Сергей Миронов со «Справедливой Россией», Зюганов с КПРФ. И «Единая Россия» – партия Путина.
Про Зюганова всё понятно и известно. Он в очередной раз делает вид, что борется с «правящим режимом». И в очередной раз, без всякого желания, да и шансов, победить. Российские коммунисты, конечно же, посильнее казахстанских. Процентов на 10, а то и на 20 в новой Государственной Думе они вполне могут рассчитывать. Но сил у коммунистов всё меньше, ведь лет пятьдесять назад они вообще контролировали Думу, имея в ней большинство.
Жириновский, как всегда, эксцентричен, шумен и весел. На этот раз он предлагает в дополнение к многоженству ещё и дополнительный выходной – в среду, государственную роль для православной церкви и союзное государство с Южной Кореей. Любителей эксцентрики в России наберётся чуть больше 7 процентов. У Миронова, спикера российского сената, даже и 7 процентов может и набраться. Произошло вот что. Российская власть поначалу решила уже на этих выборах создавать двухпартийную систему. Вот «Единая Россия» – это правоцентристы. Вот, созданная на базе левых объединений, «Справедливая Россия» – это центристы левые. «Справедливые» должны были потеснить коммунистов. Но не смогли. Не пришло время. И оказалось, что двухпартийность вполне может сложиться, но – с коммунистами, как представителями другого фланга.
И тогда Путин пошёл вабанк. Появился в политологии даже термин «полуторопартийная» система. Дело в том, что, в отличие от Казахстана, политическая система России не предполагает однопартийного парламента. Меньше двух партий в парламенте быть не может, даже, если вторая партия не преодолеет процентный барьер.
«Полуторопартийная» система предполагает партию подавляющего большинства и ещё одну маленькую партию. Или даже несколько маловлиятельных партий. И поэтому Путин решил сам возглавить предвыборный список «Единой России». Чтобы мелкие не превратились в средних.
Но не только поэтому. По Конституции, Путин не имеет права в третий раз становиться президентом. По закону, в предвыборный год нельзя проводить никаких референдумов. По желанию значительного большинства россиян, Путин должен при этом остаться в большой политике.
Есть предположения, что он останется в ней в качестве лидера ведущей политической партии. И с этой позиции он сможет влиять на парламент, на правительство. А с позиции национального лидера влиять и на президента – своего соратника.
И эту схему сейчас выстраивает Россия. И поэтому так много зависит от того, сколько человек проголосует за «Единую Россию» 2 декабря. Если победа будет значимой и ощутимой, то Путин примет этот вариант своего места в строю. Если победить удастся с трудом, Путин поищет другие возможности.
Какие из этого выводы для Казахстана?
Казахстан развивается отдельно от России уже почти шестнадцать лет. И всё равно в своем развитии обе страны идут, оглядываясь друг на друга. В чёмто мы опережаем Россию, гдето она – нас. Но когдато и у нас может возникнуть ситуация необходимости разделения функций национального лидера – человека, стратегически определяющего путь страны, имеющего на это право вне зависимости от должности, потому что он обладает колоссальным авторитетом у народа, и функциями президента, главного должностного лица государства, ежедневно решающего задачи, встающие перед страной.
Поэтому есть смысл присмотреться к России, как она решает эту важную переломную задачу. Не назначая преемников, но сохраняя преемственность.
Не увеличивая авторитаризм, но и не теряя традиции национальных лидеров.
Может быть, наконецто получится собрать чтонибудь вместо пулемёта?
Рустам Арифджанов |