Газета «Наш Мир»
Когда-то казахская государственность казалась чем-то случайным, возникшим не просто в результате крушения СССР, но и только благодаря этому. Однако за 16 лет Казахстан доказал, что всем ходом своей, пусть пока и плохо изученной истории, был подготовлен к этой государственности. Как показала практика, может быть и лучше, и фундаментальнее, чем некоторые другие бывшие советские республики, пусть и любящие вспоминать свои тысячелетние царства или протаскивающие через ООН празднования двухтысячелетия своей демократии.
Амбиции Казахстана, конечно же, опираются на мощный экономический фундамент. Мы стали ведущей нефтяной державой. У нас сильная металлургия. Мы добываем много угля. На нашей земле находится один из крупнейших космодромов мира. Нам есть, что предъявить в области высоких технологий.
Есть государства, которым достаточно эффективно развиваться в рамках своих государственных границ. Это счастливые страны. У них меньше забот, меньше ответственности. Будь Латвией и живи сыто. Живи в Исландии и вкушай плоды самого высокого уровня жизни. Процветай Новой Зеландией. Забудься в Непале.
Есть страны, которым судьбой предназначено отвечать за весь регион. За то, что происходит в мире. Так повезло или не повезло Казахстану? Но так случилось.
Есть лидеры, авторитет и сила которых уважаемы в своей стране. Их мало знают в остальном мире. Но это не важно. Они адекватны своему государству и этого вполне достаточно.
Сила и авторитет Назарбаева вынудили Горбачева предлагать казахстанскому лидеру самые высшие посты в СССР. Назарбаев отказался.
Казахстан был важнее. Но то, что казахский руководитель был лидером из шеренги мировых, было заметно уже тогда. Еще в 1991 году экс-премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер сказала: «Сейчас в мире насчитывается пять-шесть крупных и очень влиятельных политиков, среди которых находится и Нурсултан Назарбаев. Я очень верю ему, и согласна со всем, что он делает в Казахстане».
Почему?
Тем не менее, путь Казахстана к европейскому председательству был совсем непростым.
Напомним, еще в 2003 году Казахстан заявил о своих планах занять место председателя ОБСЕ. Правда, руководство страны планировало, что «европейским» для Казахстана должен стать 2009-й год. США и Великобритания сразу же стали настойчиво рекомендовать или снять заявку вообще, или перенести ее на более позднее время. Не ранее чем на 2011 год. Когда этого не получилось, англосаксонское лобби стало всячески затягивать решение вопроса. Нет, конечно же, из Вашингтона или Лондона иногда раздавались комплименты. Чаще всего с рецептами дальнейшего развития Казахстана.
Так детей воспитывают. Хочешь мороженого? Вымой посуду и вынеси мусор.
Казахстан очень хотел этого председательства. Но с самого момента подачи заявки руководство страны постоянно говорило, что для достижения поста председателя мы не сможем игнорировать национальные интересы. Отклонение этой заявки, конечно же, казахстанцев огорчило бы, но трагедией государственного масштаба не стало.
Обвинение в недемократичности, которое как липкие ярлыки Америка наклеивает на самые разные страны, означает всего лишь несоответствие американскому представлению о демократии. «Не бывает демократии по-русски или по-арабски», — утверждают американцы. Бывает. При понимании общности принципов мы — разные. Демократия всего-навсего — власть народа и возможность технологического обеспечения интересов жителей той или иной страны. Как бы ни были похожи колумбийцы и венесуэльцы, казахи и кыргызы, украинцы и русские — мы разные. И Казахстан имеет право на своё понимание, как ему в рамках демократии развиваться. В России это называют «суверенной демократией». Может быть, и так.
Казахстан все эти годы усовершенствовал управление в своей стране.
В 2004-м была принята общенациональная программа политических реформ. После этого вступило в силу новое избирательное законодательство, кстати, максимально приближенное к стандартам ОБСЕ. Мы создали общественную палату при мажилисе, Ассамблею народов Казахстана. Началась децентрализация государственного управления, реформа судебной власти, дальнейшее развитие институтов гражданского общества. В 2002 году появился институт омбудсмена — уполномоченного по правам человека. В 2003 году были подписаны Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах человека, а также объявлен мораторий на смертную казнь. Наконец, летом 2007 года состоялись конституционные реформы, трансформировавшие Казахстан в президентско-парламентскую республику. Преимущественно мажоритарная система выборов в нижнюю палату парламента заменена на пропорциональную систему. Изменен порядок формирования правительства, которое стало подотчетным перед законодательной ветвью власти. Но в основе всех этих конституционных изменений лежат не сиюминутные цели, и тем более не стремление понравиться Америке и Европе, а ясные и долгосрочные интересы страны. Нам нужна реальная демократизация Казахстана. Для себя, а не для предъявления другим государствам. Такая независимость и самоуверенность Казахстана не понравилась американцам и англичанам. Под разными предлогами заявку Казахстана отодвигали.
В итоге, лимит времени исчерпал себя, и судьба председательства должна была решиться на мадридском саммите глав внешнеполитических ведомств ОБСЕ. То есть, с подачи Лондона и Вашингтона организация сама себя начала загонять в правовой тупик. Казахстан стал жестче. Он стал задавать вопросы. Например, почему ставятся под сомнение основные принципы ОБСЕ? Почему, если все члены организации равны, к разным государствам применяется неодинаковый перечень требований?
На прошлой неделе Казахстан получил пост председателя ОБСЕ. Причем без каких-либо дополнительных условий.
Здесь есть один нюанс. Казахстанским дипломатам сильную помощь оказали российские коллеги. Предельно жестким было требование министра иностранных дел России Сергея Лаврова: председателем ОБСЕ в 2009 году должен быть Казахстан, и никто другой. Это требование вызвало сопротивление со стороны представителей США в Мадриде и еще больше накалило противоречия между Москвой и Вашингтоном.
А прямо перед голосованием Москва дала понять, что в случае игнорирования заявки Астаны откажется поддерживать какую-либо другую страну на пост председателя. В результате, ОБСЕ грозил системный кризис. Поскольку она лишалась главы, причем сразу на три года. В итоге, компромисс был достигнут. Наше председательство отодвинуто с 2009-го на 2010-й год, но решение о том, что мы возглавим ОБСЕ, принято. Спасибо поддержавшим нас россиянам. Но так же, как и в случае с США, Казахстан не собирается быть обязанным кому бы то ни было за свое появление в качестве одного из лидеров на европейской арене. А именно таких благодарных шагов потребовали от Астаны московские дипломаты. Москва грозила выйти из организации, если та не изменит своего подхода к мониторингу выборов в СНГ, Владимир Путин обвинил БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) в стремлении «сорвать выборы в России». Но министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин заявил о том, что «Казахстан выступает за сохранение БДИПЧ и его существующего мандата и не будет поддерживать никаких попыток ослабить его в будущем». Россияне тут же выразили недовольство. Источники в российском МИДе даже назвали заявление Тажина «подножкой».
Председательство Казахстана в ОБСЕ не обещает быть простым. Но мы к этому шли.
Как?
Казахстан — не только первая республика бывшего СССР, которая займет пост председателя ОБСЕ. И не только первое государство-участник Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Казахстан — первый председатель ОБСЕ, большая часть территории которого относится к Азии.
И, наконец, самое, пожалуй, важное. Казахстан — государство, где доминирующей религией является Ислам. Это мусульманское государство, с уважением относящееся к другим верованиям своих граждан. Турция под давлением когда-то отказалась от своего председательства в 2007 году.
Именно Казахстану предстоит решать не просто и не только европейские дела, но и отстраивать хрупкий мост между Европой и мусульманским миром. Делать его крепче. Защищать права мусульман в Европе и по всему миру. Мы должны подготовиться и к этому вызову времени и к этой ответственности.
Ну, Азиатские игры мы, конечно же, проведём достойно. Но это будет на год позже. После того, как утвердимся в Европе.
Газета "Наш Мир" - Рустам Арифджанов |