Газета «Наш Мир» приводит статью опубликованную в журнале «Русский Hьюсуик»
Небольшой бар в американском городке Ферфаксе полон посетителей—в основном подростков. Все как один с массивными цепями, шипованными браслетами и прическами всех цветов радуги. На сцене выступают смуглые музыканты в потертых футболках и стоптанных кедах. Закончив очередную песню, солист кричит: «Остановите ненависть!» Зал отвечает ему одобряющим подвыванием. Человек с гитарой — Омар Вакар, 26-летний сын пакистанских иммигрантов, лидер группы Diacritical, которая играет мусульманский панк-рок.
В Соединенных Штатах уже более дюжины исламских панк-рок-групп. Подобные группы — желанные гости на мусульманских мероприятиях, недавно они даже сообща выступили на конференции Исламского общества Северной Америки, мероприятии традиционалистском и пафосном. Песни этих групп — в ротации рейтинговых радиостанций.
Сама идея мусульманского панк-рока кажется нелепой: фундаменталистский Ислам вообще запрещает любую музыку, что уж говорить о панке. Это такой же нонсенс, как если бы, например, в Советском Союзе существовало что-то вроде «Комсомольского движения неформалов». Правда, сами музыканты ничего сверхъестественного в своей музыке не видят. Новоиспеченные панки родились в семьях арабов, пакистанцев и иранцев, приехавших в США в 1960-1980-х годах. В детстве они, как и другие маленькие американцы, играли в видеоигры, слушали модную музыку и молились — хоть и другому, но тоже Богу. 11 сентября 2001 г. они впервые вспомнили о своей этнической и религиозной принадлежности. «После атаки на башни-близнецы мой одноклассник крикнул мне: "Посмотри, что твои люди сделали нам!" Я даже не сразу понял, кого он имел в виду», — вспоминает гитарист группы Kominas Саджахан Хан, 23-летний сын пакистанских иммигрантов, выросший в окрестностях Бостона. Мусульманские панки — это дети пресловутого столкновения цивилизаций, точно так же, как хиппи были порождением вьетнамской войны.
Панки-мусульмане называют свою музыку таквакор—эдакий гибрид арабского слова «таква» («набожность») и английского «хардкор». «Пророк Мухаммед стремился уничтожать идолов. А что такое панк-рок, как не низвержение фетишей?» — говорит новообращенный мусульманин Майкл Мухаммед Найт, автор вышедшей в 2003 г. книги «Таквакоры», ставшей манифестом движения.
Правда, от традиционной панк-идеологии мусульмане ушли не так уж и далеко. Панк-культура объединяет в основном маргиналов, не согласных с существующим порядком вещей. Вот и панки-мусульмане не согласны. Причем поводов для несогласия у них куда больше, чем у их европейских братьев. Таквакоры не поддерживают объявленную Бушем войну с терроризмом, усматривая в ней выпад против Ислама. Но они точно так же возмущаются исламскими фундаменталистами и их кровавыми терактами. «Мы против терроризма и насилия, мы за мир и единство», — утверждается на сайте группы под названием Vote Hezbollah («Голосуйте за "Хезболлу"»). «Я не выбираю, чью сторону принять. Не люблю ни Буша, ни тех, кто устроил исламскую революцию в моем Иране», — говорит 18-летний Курош Пурсалехи. Правда, на его футболке портрет лидера той самой революции — аятоллы Хомейни.
Мусульманские панки отличаются друг от друга по звуку, уровню мастерства и популярности. Кто-то с трудом собирает небольшой зал, у кого-то несколько десятков тысяч поклонников по всей стране.
Композиции группы Al-Tawra (по-арабски — «революция») — монотонные арабские мелодии, «украшенные» грохотом взрывов и треском пулеметных очередей. Тяготеющая к фанку Kominas (в переводе с пенджабского — «ублюдки») радует публику болливудскими песнями, в которых исполнители сетуют на исламский фундаментализм и на то, как американские СМИ изображают благочестивых мусульман. «Ублюдкам» даже удалось попасть в ротацию ВВС—с песнями «Закон шариата в США» и «Стань живой бомбой и взорви себя вместе с разногласиями».
В поисках мусульманских корней молодые люди навели на своих головах ирокезы, надели косухи и пошли панковать. Для них Ислам—это их личные взаимоотношения с Богом. «Недавно, — говорит Омар Вакар, — после выступления в баре я почувствовал, что мне необходимо помолиться. Я опустился на пол здесь же». Обратиться к Аллаху в ночном клубе — в этом, наверно, и есть суть мусульманского панк-рока.
Мэтью ФИЛЛИПС
От редакции: Оставить эту статью без комментариев было бы большим неуважением к Исламу и нашим читателям. Оценивать этот западный материал не легко, просто не знаешь, как относиться к этим панкам, которые еще и называют себя мусульманскими. По внутренним ощущениям – это скорее эпатажный PR-прием продюсеров, чем искреннее желание творческого и духовного поиска молодых музыкантов. А может информационный прикол, эдакий небрежный, увесистый шар в сторону традиционных исламских представлений. А может и вовсе «утка», тоже увесистая и жирная. Находясь на обратной стороне земли весьма затруднительно проверить на подлинность религиозные убеждения этих новоявленных неформалов, идентифицирующих себя с Исламом, как и трудно взять на веру все, что написано автором статьи. Легко сделать только одно – усомниться и не относиться всерьез, тем более что проамериканская пресса не дорого возьмет, чтобы лишний раз протащить через весь земной шар свой западный взгляд на устоявшиеся веками ценности. Так что, сомневайтесь с нами. |