Газета «Наш Мир»,
Излюбленным занятием многих современных мусульман является обвинение во всех своих бедах и злоключениях «врагов Ислама», «коварный Запад», «сговорившихся цэрэушников и сионистов». Однако и Коран, и Сунна Посланника Аллаха (мир ему) утверждают, что все, что нас постигает, является результатом наших же деяний, грехов и ошибок. История исламской цивилизации является одним из самых ярких доказательств того, что мусульмане во многом сами несут ответственность за собственный упадок.
После эпохи стремительных территориальных приобретений, политического и экономического становления Халифата верхушка мусульманского государства начала все больше подвергаться земным пороками и поддаваться человеческим страстям. Данное обстоятельство значительно ослабило политическую и военную систему Халифата в реагировании на все новые вызовы и противостоянии внешним нашествиям.
При таком разложении и вырождении нравов верхушки правящих династий только берберские воины новой волны — аль-моравиды (араб. «аль-мурабитун» — «стоящие на страже») и альмохады (араб. «аль-муваххидун» — «единобожники») — позволили сохранить Испанию в мусульманских руках еще на два столетия. В то же время турецко-курдские и арабские войска, ведомые Сельджуками, Нуруддином шахидом аз-Занки и Салахуддином аль-Аййуби, отсрочили крах мусульманского Востока примерно на те же два столетия.
Несомненно, мусульманская умма порождала великих и бесподобных лидеров, таких как Бейбарс, Мухаммад II, Баязид, аль-Мансур, Йусуф ибн Ташфин, Нуруддин шахид аз- Занки и др. Но в то же время в умме со временем все больше начали появляться слабые, безвольные и откровенно нечестивые фигуры, которые вносили все больший вклад в постепенное разложение власти в исламском мире. Можно привести в пример правителя насридской династии Абу Абдуллаха (1482—1492), который продал за золото мусульманский эмират Гренады. Более того, он даже дошел до того, что поднял оружие и сражался против своего отца Мулай Хасана и своего дяди аль-Зигхала, которые в то время отбивались от испанцев. Можно привести в пример и период удельной раздробленности Испании между 30 мусульманскими правителями (мулюк ат-таваиф), которые сражались друг с другом в союзе с христианскими силами. Однако наиболее ярким и шокирующим примером упадка нравов и разложения мусульманской верхушки является аль-Хаким I, который управлял Испанией между 796 и 822 годами. До того как он стал эмиром в 796 году, его отец Хишам, с успехом защищавший Испанию от нападений франков и северных христиан, учредил совет государства для принесения присяги на верность своему сыну аль-Хакиму, который должен был наследовать престол после него. Когда церемония завершилась, Хишам обратился к молодому наследнику со следующими словами: «Обращайся с людьми справедливо, без различения бедного и богатого. Будь добр и мягок к тем, кто зависит от тебя, поскольку все они — творения Всевышнего. Возлагай управление и защиту твоих городов и провинций на верных и опытных управляющих.
Управляй своими солдатами умеренно и справедливо. Стремись к тому, чтобы люди любили тебя, поскольку в этой любви кроется безопасность государства, а в их страхе пред тобой — опасность для страны, а в их ненависти к тебе — неизбежный крах государства.
Защищай обрабатывающих поля и снабжающих нас хлебом. Во всех отношениях действуй так, чтобы твои подданные могли испрашивать благословения для тебя и жить в счастье под твоей защитой. И таким образом, но никак иначе, ты обретешь имя самого славного правителя».
Аль-Хаким I поступил с точностью до наоборот. Его правление и правление его отца служат поразительной иллюстрацией того, как лучший период в истории государства может смениться самым худшим по причине грехов, пассивности и упадка мусульман. Аль-Хаким I обнаружил в себе многие черты деспота. Безрассудство в защите границ своего государства сочеталось с крайней свирепостью к подданным. Он был склонен к частому употреблению спиртного. Данный порок возмущал общественное мнение, провоцировал презрение к нему со стороны добросовестных мусульман, сделал дворец местом оргий, которые позорили столицу мусульманского Эмирата.
Он был первым мусульманским правителем Испании, который окружил свой трон роскошью и личной гвардией в 6 тысяч человек. Аль-Хаким мучился маниакальным страхом за свою власть и проявлял невероятную жестокость в наложении наказаний на своих подданных даже за шутливую беседу. Для собственной защиты он сформировал армию, по своему происхождению бывшей полностью христианской, которая всегда располагалась у ворот его дворца. На нем лежала ответственность за «День рва», когда он пригласил правящую верхушку соседнего владения Толедо на званое угощение. Послед-ние ответили на зов, предполагая, что едут на празднование. Но все они до единого были коварно схвачены и обезглавлены. Число жертв этого ужасного преступления исчислялось от 700 до 5000 человек. Оно нарушало все законы гостеприимства, которые были так почитаемы арабами и мусульманами.
За этой трагедией последовало огромное количество восстаний, безжалостное подавление которых привело к еще большим кровопролитиям среди народа. Подавляя очередное восстание, аль-Хаким приказал вырезать тысячи людей, а три сотни наиболее заметных своим положением и участием в восстании фигур, особенно религиозных лидеров, были распяты головами вниз на берегу реки Кордовы. Окраины Кордовы, где возник сам город, были разрушены до основания, а жители под страхом распятия были просто изгнаны из своих домов в течение трех дней.
Подобная лютость и свирепость по отношению к собственному народу привела к невероятному ослаблению аль-Хакима в противостоянии с агрессивными соседями, жаждавшими изгнать мусульман с испанских земель. Потеря Барселоны в 800 году в период его правления была крупным поражением исламского государства и первым успехом христиан, в которых окреп дух реваншизма. Историки отмечают поразительное равнодушие и преступную небрежность аль-Хакима, с легкостью позволившего неприятелю вырвать из рук исламской цивилизации один из самых стратегически важных и процветающих городов мусульманской Испании. За Барселоной христиане отбили всю Каталонию. Уже к 811 году христианские силы смогли не только закрепиться на большинстве отвоеванных у мусульман земель, но и начать перегруппировку сил, перестройку и укрепление большинства крепостей и превращения этих земель в мощный плацдарм для разворачивания широкого наступления на исламское государство.
Печально, постыдно и прискорбно перелистывать снова и снова такие страницы нашей истории. Но это факты, на которые нельзя закрывать глаза. Именно наши грехи, наша пассивность в противостоянии нечестию, творящемуся на наших глазах, являются основными причинами ослабления нашей веры, нашей религии, нашей силы и в конечном итоге всей исламской цивилизации.
Тимур Юсупов |