Газета «Наш Мир»,
Снова в широкий кинопрокат и снова к великому празднику – на этот раз к Рождеству Христову – выходит очередной оскорбительный для верующих голливудский фильм.
Вот и наступило время ежегодной «рождественской» продукции Голливуда. Львиную долю декабрьской киноафиши составляет все та же стрельба, драки и погони, но кое-что, по крайней мере если судить по аннотациям, можно отнести и к «семейному жанру».
В нынешнем сезоне больше всего внимания в этой категории привлекает фильм «Золотой компас»: как сообщается, на него потрачено 180 миллионов долларов. Реклама представляет его как грандиозную зрелищную эпопею в духе «Властелина колец» и «Хроник Нарнии».
Но это ни в коей мере не соответствует истине. В действительности «Золотой компас» – это одна из самых яростных атак Голливуда на христианство, пусть и менее явная, чем «Последнее искушение Христа» или «Код да Винчи».
Сценарий фильма основан на первой книге детской трилогии английского писателя Филиппа Пульмана под названием «Его материя тьмы». Пульман, воинствующий атеист, заявил прямо, что намерен «убить Бога» в сознании детей, и книги его преследуют именно эту цель.
Но послушаем самого автора. В своем интервью газете «Sydney Morning Herald» Пульман изумляется, как его книжкам удалось избежать той критики, которая досталась Гарри Поттеру: «Я проскочил незамеченным, а ведь у меня такой подрывной материал, что и не снился этому несчастному Гарри». «Мои книги убивают Бога», – пояснил он.
И о своих собственных убеждениях: «Если взглянуть в масштабе человеческой жизни и окружающего мира, то я атеист. Бога нет».
Пульман восхищается классической поэмой Мильтона «Потерянный рай», где идет битва между добром и злом за власть на небесах. Сходный сюжет представлен в трилогии «Его материя тьмы», но здесь реванш берут новые Адам и Ева, юные искатели приключений Уилл и Лира. Их цель – добраться до запретного плода и на этот раз расправиться с Богом.
По ходу дела перед читателями Пульмана предстают священники, которые похищают и пытают детей, ангелы-извращенцы, капризные ведьмы на вахте в небесах, мудрец-шаман, боевые белые медведи, очаровательная монахиня-расстрига, и детям предоставляются широкие возможности познакомиться со своими «внутренними демонами» – говорящими зверушками вместо человеческой души.
Что же касается воплощенного зла, то у него в книгах Пульмана есть свое имя: Церковь. Авторы фильма заменили его на «Магистериум», однако «силы зла» здесь безошибочно узнаются по православной иконографии и латинским библейским цитатам. А в конце трилогии определяется главный враг: «Властелин, Бог, Творец, Господь, Яхве, Эль, Адонаи, Царь, Отец, Вседержитель».
Протоиерей Давид Мозер (Русская Зарубежная Церковь), прочитавший всю трилогию Пульмана, дает нижеследующую оценку «Золотому компасу».
«Стиль этого фильма, как и книги, по которой он снят, напоминает “Хроники Нарнии” К.С. Льюиса, но с диаметрально противоположным результатом. “Нарния” безошибочно пересказывает христианское повествование о смерти и воскресении Иисуса, в то время как направленность “Золотого компаса” столь же безошибочно антихристианская, атеистическая.
В свое время мне довелось прочитать массу фантастики, и хотя с христианством она ничего общего не имеет (за исключением книг К.С. Льюиса), большая ее часть относительно безвредна, включая даже книжки про Гарри Поттера, из-за которых поднялось столько шуму. Но есть среди них и такие, что вызывают большую тревогу, и “Золотой компас” принадлежит именно к данной категории. Это не какие-нибудь занимательные сюжеты – это агрессивная антихристианская проповедь, сильно действующая даже на взрослого.
Перенесенная на киноэкран и облаченная в завораживающую кинематографическую оболочку, она минует контроль рассудка и легко проникает в сердце, особенно детское, оставляя в нем след, быть может незаметный на первый взгляд, но глубокий и духовно губительный. Фильм этот угрожает духовному здоровью как детей, так и большинства взрослых, и смотреть его не следует ни нам, ни нашим детям».
Cвященник Иаков Баглиен, Православие.ру |