Газета «Наш Мир»
Российское правительство постановило одобрить соглашение между РФ, Казахстаном и Туркменией о строительстве Прикаспийского газопровода, который позволит России не только значительно увеличить покупки туркменского газа, но и усилить контроль над его поставками. Это значит, что Москве и Ашхабаду удалось договориться о цене закупаемого «Газпромом» топлива на фоне ожесточенной критики Прикаспийского энергетического союза со стороны США при достаточно прохладном отношении со стороны Евросоюза. Россия, парируя критические замечания, говорит, что она прилагает все усилия, чтобы помогать странам Средней Азии страховать энергетические поставки, а Европе – диверсифицировать пути импорта энергоносителей.
Само трехстороннее межправительственное соглашение уже сейчас готово к подписанию, после чего оно должно быть ратифицировано российским парламентом. У которого, разумеется, не найдется причин отклонить этот документ или устроить бурную дискуссию. Правда, по ранее принятому графику соглашение между тремя государствами о строительстве Прикаспийского газопровода должно было быть подписано еще до 1 сентября. Однако этого не случилось — подписание этого документа отсрочили чрезвычайно напряженные и сложные переговоры между Туркменией и Россией о цене туркменского газа, затянувшие на много месяцев. Сам новый туркменский лидер Курбанкули Бердымухамедов называл эти консультации «напряженными».
В 2006 году бывший глава Туркмении Сапармурад Ниязов пообещал, что до 1 января 2010 года республика, сейчас полностью зависящая от транзитных возможностей «Газпрома», будет продавать газ российскому монополисту по фиксированной цене — $100 за тысячу кубометров. Хотя газ в Европе дорожает взрывообразно, сесть за стол переговоров для пересмотры цены Ашхабад и «Газпром» собирались лишь в первом полугодии 2009 года, чтобы перейти к новым ценам уже лишь в 2010 году. После того, как два государства начали обсуждать Прикаспийский газопровод и подготовили подписанную в мае декларацию, Туркмения решила, что если она делает Россию своей главной (если не единственной) экспортной страной, то «Газпром» должен платить больше. Ведь новая труба позволяет российскому газовому монополисту продавать на европейских рынках дополнительные объемы дешевого туркменского газа, закупочная стоимость которого несоизмерима с ценой топлива на рынках Германии или Великобритании. «Прикаспийский газопровод позволит поставлять в Россию и другие страны дополнительные объемы туркменского природного газа. Не скрою, что переговорный процесс по ценам на газ, как в новом проекте, так и по действующим соглашениям, носит напряженный характер», — комментировал Бердымухамедов в сентябре факт отсрочки подписания трехстороннего соглашения.
Однако в конце ноября российские власти дали понять, что им удалось договориться с Ашхабадом, и напряженность ценовой проблемы была снята. Премьер-министр Виктор Зубков три недели назад сказал, что Россия и Туркмения договорились в самое ближайшее время подписать соглашение о строительстве магистрали, и поэтому Москва рассчитывает начать его строительство в кратчайшие сроки. При подписании майской декларации о газопроводе стороны обещали уже в 2008 году начать строительство «трубы» мощностью 10 миллиардов кубометров в год – затем пропускная способность трассы должна быть удвоена. В перспективе, сюда вольется» так же и казахстанский газ. Почти одновременно с Зубковым Ашхабад также заявил о том, что Прикаспийский проект не заморожен из-за разногласий о цене. «Верный своим партнерским обязательствам, Туркменистан будет и впредь прилагать конкретные усилия для продвижения проекта Прикаспийского газопровода», заявил Бердымухамедов накануне ноябрьского визита Зубкова в Ашхабад. А туркменские чиновники пообещали, что майская декларация о новой трассе будет выполняться.
Главным критиком Прикаспийской «трубы» являются США: еще весной Вашингтон заявил, что проект невыгоден для Европы, так как закрепляет за Москвой роль контролера над транзитными потоками из Туркмении на запад. После недавних споров России с транзитными Украиной и Белоруссией из-за платы за поставки энергоносителей Евросоюз имеет полное основания сомневаться в стабильности поставок с востока, и, соответственно, ищет новые коридоры для экспорта азиатских углеводородов. Брюссель зазывает Ашхабад в проект «Набукко», который учредили Венгрия, Турция, Болгария,
Румыния, и Австрия. Они хотят построить за $6-миллиардов 3,3-километровый газопровод мощностью около 30 млрд кубометров, который свяжет Среднюю Азию, Азербайджан, Турцию, Балканы и Центральную Европу. Ашхабад, разумеется, в соответствии со всеми планами дипломатии и канонами поведения богатой и желанной невесты не говорит никому «нет», и собираясь строить Прикаспийский газопровод с Россией, отнюдь не отталкивает европейских партнеров. США и Европа призывают Туркмению построить подводный газопровод по дну Каспия, чтобы избежать транзитной зависимости от России. В такую Транскаспийскую магистраль, по мысли Вашингтона и Брюсселя, мог бы влиться и азербайджанский газ. Многие эксперты считают строительство такой трассы практически невозможным как с технической, так и с экологической точек зрения. Другие аналитики сомневаются, что у Туркмении хватит газа на все проекты – страна, говоря о планах добычи углеводородов, не раскрывает данные независимого аудита месторождений. Впрочем, Ашхабад уже сейчас продает Газпрому 50 млрд кубометров топлива в год – а к 2030 году собирается довести этот объем до 150 млрд кубометров в год. А мощность Прикаспийской трубы, к которой присоединится Казахстан, и, не исключено, Узбекистан, вряд ли превысит 20 млрд кубометров. Поэтому туркменского газа скорее всего хватит на всех, главное, чтобы у Ашхабада хватило дипломатического такта понять, когда именно нужно остановиться в переговорах и прекратить торг как с Россией, так и с ЕС.
Андрей Михайлов |