Газета «Наш Мир» со ссылкой на Инопресса.ru
Есть события, которые меняют мир мгновенно: к ним относятся падение Берлинской стены, танки на площади Тяньаньмэнь, самолеты, врезавшиеся в здание Всемирного торгового центра.
В 2007 году таких определяющих моментов не было. Вероятно, мы должны быть за это благодарны, ибо события, потрясающие мир, – это зачастую неожиданные акты шокирующего насилия. Тем сложнее и тем интереснее для меня подводить свой ежегодный итог – составлять список пяти самых важных событий последних 12 месяцев. Все же я попытаюсь. Если вы хотите понять суть международных дел, то наметить самые значительные события будет нелишним. Кроме того, я обожаю составлять списки. Итак:
Январь: стратегия "вброса сил". Пока слишком рано судить о том, станет ли решение президента США Джорджа Буша об увеличении числа американских военных в Ираке поворотным для Америки моментом. Может быть, это была лишь последняя и неудачная попытка бросить кости. На самый главный вопрос ответа по-прежнему нет. Развернется ли там в недалеком будущем война? Что будет, когда Америка выведет дополнительные войска?
Однако уже сейчас ясно, что "вброс сил" был крупным событием. Оно продемонстрировало, что Буш решил отвергнуть доклад Бейкера, который, как полагали многие, будет стратегией выхода США из Ирака. К концу года спад насилия в Ираке – и, в частности, в Багдаде – начал убеждать и тех, кто относился к введению дополнительных сил со скепсисом. Даже ведущие кандидаты в президенты от Демократической партии США отказываются обещать, что к 2013 году из Ирака будут выведены все американские войска. "Вброс сил" показал, что Америка в Ираке надолго.
Февраль: Мюнхенская речь Путина. Своей исключительной и озлобленной речью российский президент дал сигнал о новом настрое во внешней политике своей страны. В выступлении он обвинил американцев в "почти ничем не сдерживаемом, гипертрофированном применении силы... – силы, ввергающей мир в пучину следующих один за одним конфликтов". Речь Путина ознаменовала начало года, в течение которого Россия проявляла все большую напористость во всем – от ПРО и Косово до контроля над вооружениями и энергетической политики. Высокие цены на нефть и растущая экономика России укрепили доверие к правительству. В ногу с напористостью на международной арене усиливался и авторитаризм внутри страны. Россия считает, что она вернулась, и хочет, чтобы мир знал об этом.
Август: нехватка кредитов. Американский кредитный кризис начался еще летом и не закончился до сих пор. Он все еще может оказаться "всего лишь" финансовой и экономической проблемой. Если так и будет, то нехватке кредитов будет явно не место в списке пяти самых важных геополитических событий года. Однако в последние годы покупательская способность американских потребителей играла фундаментальную роль в мировой экономике. Если проблема с кредитами высокого риска положит этому конец – и косвенно приведет к дальнейшему падению стоимости доллара – нас ждут глобальные политические последствия. Ухудшатся китайско-американские отношения; под давлением окажется европейская экономика, а также и вся глобальная торговая система. Америке будет сложнее платить по счетам, которые связаны с ролью международного полицейского. Стоит помнить, что предвестником политических беспорядков 1930-х был финансовый крах на Уолл-стрит в 1929 году.
Ноябрь: PetroChina становится самой дорогой компанией в мире. Да, есть множество причин, по которым все это казалось миражом. На Шанхайской фондовой бирже выставлялось только 2,2% акций компании. Оценка компании в более чем 1 трлн долларов – вдвое больше оценки американской Exxon Mobil – конечно, стала отражением бума на китайские бумаги. В течение месяца PetroChina потеряла треть своей стоимости (хотя до сих пор она стоит больше, чем Exxon). И все же тот факт, что самая дорогая компания в мире в данный момент – это китайская компания, имеет неоспоримое символическое значение. А PetroChina – это не неудачник. Четыре из 10 самых дорогих компаний в мире сейчас – китайские.
Ноябрь: мини-переворот президента Первеза Мушаррафа в Пакистане. По какому принципу при составлении списка событий глобального значения отбирается та или иная страна? Я мог бы упомянуть о выборах президента Николя Саркози во Франции; или об отставке Тони Блэра в Великобритании; или о расколе Палестинской автономии; или о поражении Уго Чавеса на референдуме в Венесуэле; или о победе на выборах в Турции "Партии справедливости и развития". Эти выборы положили конец конституционному кризису и поставили под сомнение гражданское правление. Или, если уж говорить о долгосрочных тенденциях, которые попадают в заголовки новостей, то в список можно было бы включить рост цен на нефть или таяние Арктики.
Однако я сделал выбор в пользу введения генералом Мушаррафом чрезвычайного положения. Пакистан – это страна, где, похоже, сошлись все самые сложные вопросы американской внешней политики. И политика содействия демократии, и борьба с терроризмом, и борьба с ядерным распространением. Однако в Пакистане США оказываются в союзниках с военным режимом, который содействует ядерному распространению и является неопределившимся и сомнительным союзником в войне с террором и с "Талибаном" в Афганистане. Решение генерала Мушаррафа ухватиться за власть и заключить под арест судей страны повергло Запад в серьезное замешательство и стало свидетельством того, каким нестабильным остается Пакистан. Однако Америка осталась с ним, потому что все возможные альтернативы кажутся еще хуже.
Есть ли некий общий знаменатель, связывающий эти пять событий? Конечно. Это – рост напряженности, в которой пребывает единственная сверхдержава мира. Америка зажата в тисках иссушающей и деморализующей войны. Россия, старый противник, становится все более агрессивной. Китай, новый соперник, усиливает свои позиции. Пакистан, жизненно важный союзник, угрожает развалиться на части. Американская экономика переживает спад, невиданный в течение многих лет. Счастливого Нового года!
Гидеон Рахман |