Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Единобожие как основа мировоззрения
Газета "Наш Мир"
  Газета «Наш Мир» 

       ... «Кораническое миропонимание построено на принципах конечности и пассивности мира и бесконечности и абсолютной активности Бога, Который Один является источником и целью. Поэтому главным лейтмотивом Корана является принцип Единобожия, Таухид»

       С момента рождения и до самой смерти человека окружают вещи. Причем, когда я говорю о вещах, то имею в виду не только осязаемые предметы, которые можно потрогать, увидеть или попробовать на вкус, но любое существующее или возможное явление или событие. Философы называют это феноменом. Итак, важно знать, что все вещи, которые нас окружают – ЕСТЬ. Их совокупность образует собой реальность, которая ЕСТЬ безусловно. И с точки зрения безусловного бытия этой реальности и этих вещей существование отдельной вещи или даже человека бесконечно ничтожно и в принципе не представляет собой никакой ценности. Если завтра не станет какого-то человека, то реальность и природа вещей от этого никак не изменятся. Так же будет всходить и заходить солнце, так же будут стоять дома и расти деревья, также будут спешить на работу и домой люди, даже не имея представления о том, что кого-то в этой реальности, среди этих вещей уже нет. Поэтому реальность включает в себя отдельного человека как один из предметов, который так же, как и другие вещи, сегодня существует, а завтра исчезает. Таким образом, мы можем представить себе некую условную самодостаточность и самоутверждение реальности в качестве уникального и непреходящего бытия. Это бытие не зависит от состояния ее слагаемых, которые, от атомов и галактик, до облаков и насекомых, являются частью этой «бесконечной» протяженности и не способны осознать бытие в целостности. Такое осмысление полноты реальности присуще только человеку.

       Человек отличается от окружающих вещей тем, что его восприятие настроено особым образом. Понятно, что неживой мир вообще ничего не воспринимает, но воспринимать мир способны, например, животные. Чем же человеческое восприятие отличается от видения собаки? Тем, что собака в любой момент времени поглощена этим моментом полностью и стопроцентно. Унюхала кость – вопрос еды занимает всю ее сущность, появился хозяин на горизонте – она вся в нем. Восприятие собаки постоянно пребывает в состоянии слияния с реальностью. Нет возможности абстрагироваться от бытия ментально и рассмотреть действительность как бы со стороны – биосущество собаки так устроено. Но в человеке функция восприятия иная, человек способен в любой момент времени осознать свою отстраненность от картинки бытия и воспринять его как явление. Такая особенность есть предпосылка для появления разума как способности думать, размышлять, абстрактно мыслить, создавать и осознавать сложные идеи, планировать и достигать цели, предвидеть ошибочные и тупиковые варианты развития. Подвергнув свое восприятие осмыслению, человек наделяет предметы именами-терминами и формирует концепции или то, что философы называют ноуменом.

       Из концепций-идей создается система мировоззрения. Мы знаем о существовании множества разновидностей мировоззрений. Античная эллинистическая философия положила начало цивилизации Европы, дальневосточная традиция создала конфуцианство, дзен-буддизм и ведантизм, зороастрийский митраизм оказал решающее воздействие на формирование христианства.

       Ислам – это тоже мировоззрение или точнее школа мысли и действия. Однако Ислам заявляет о своей уникальности по отношению к остальным религиям, философиям и идеологиям. Ислам имеет в основе совершенно особую школу мысли. Источник этой школы претендует на внемировое происхождение и несотворенную природу. Мироздание со-творяется Создателем на основе познаваемых законов и все возможное бытие является продуктом материальных законов. Коран, являющийся основой исламской религии, не сотворен в этом смысле, потому что был буквально внушен Пророку Богом напрямую, в обход физических закономерностей. Коран утверждает, что остальные мировоззрения и религии являются продуктом человеческой деятельности. Это не значит, что Ислам выступает против материи или призывает к духовной аскезе. Достаточно беглого ознакомления с текстом Корана чтобы опровергнуть это заблуждение. Отличие Ислама в целеполагании. Коран твердо стоит на позициях финализма, как основы мировоззрения. Конечность бытия есть фундамент убеждений мусульманина. Ни одна доктрина (за исключением трех мировых религий монотеизма) не строит свое мировоззрение на идее конца истории. Напротив, подавляющее большинство религиозных концепций основано на идее вечности и непреложности бытия. Миропорядок представляется в качестве оптимального и самодостаточного, не имеющего Творца и не нуждающегося в Нем. Так называемые боги или первопричины в этих религиях и философиях представлены в качестве сил природы, принципов, законов и являются всего лишь ЧАСТЬЮ миропорядка и подчинены внутреннему ходу событий. Отсутствие начала и финала у мира отменяет существование трансцендентного Творца и конечного смысла бытия.

       Не таков Ислам, твердо стоящий на позициях абсолютного Единобожия во всех областях человеческого понимания, мышления и действия. Ислам утверждает, что существование мира и человека имеет смысл. Было абсолютное начало всего и будет абсолютный конец всему, положенные Всевышним. Он является Творцом всего и вся и Законодателем смыслов. Любой смысл любой вещи рационален только с позиций соответствия целям и законам Единого Бога. В чем же заключается суть бытия человека?

       Кораническое миропонимание построено на принципах конечности и пассивности мира и бесконечности и абсолютной активности Бога, Который Один является источником и целью. Поэтому главным лейтмотивом Корана является принцип Единобожия, Таухид. Обращение к любой форме сотворенной материи в качестве источника смысла, законов и целей Коран рассматривает как антипод Единобожия. Ширк,Многобожие, является самым главным грехом, непростительным и неискупаемым преступлением, по причине своего противоречия основе истины – принципу Единобожия. Все остальные проступки в принципе прощаемы Богом. Поэтому человек должен добровольно признать Бога, узнать Его волю и последовать Его приказу.

       Священный Коран утверждает:

       Я создал джиннов и людей лишь для того, чтоб Мне они служили. – Рассеивающие:56

       В другом стихе.

       Поистине, Мы каждому народу Посланника послали (с повеленьем): "Аллаху служите и Тагута обходите стороной". Были средь них и те, кого Аллах прямой стезей направил, но были также те, чья участь утвердилась заблужденьем.

       Пройдите ж по земле и посмотрите, каков конец был тех, кто ложью счел (увещевания пророков)! – Пчела:36

       Что значит служить Аллаху. Из Корана ясно, что служение Аллаху означает, прежде всего, отказ от служения Тагуту. Термины Тагут и Шайтан используются в Коране в качестве синонимов и указывают на систему, выступающую против Бога и принципа справедливости. В противоположность Тагуту в Коране упоминается система Аллаха, построенная на принципе справедливости и баланса – Ислам. Дин уль-ислам или исламская религия означает состояние гармонии, смирения, предания себя Богу. Это состояние реализуется на трех уровнях бытия человека: эмоциональном, интеллектуальном и физическом. В Коране используются термины, означающие покорность, скромность, кротость, сдержанность, позитивное воодушевление, которые описывают идеал эмоционального состояния человека. Такие понятия как размышления об Аллахе, благодарность Аллаху, посвящение себя Аллаху, надежда на Аллаха, стремление к довольству Аллаха описывают идеальные состояния разума. Следующий аят Корана хорошо раскрывает внутреннюю сущность идеального мусульманина.

       Ведь только те в знаменья Наши верят, кто при размышлениях о них падают ниц и воздают свои хвалы Аллаху — не величаясь, не гордясь. – 32:15

       Однако человек это также физическое существо, поэтому Ислам регулирует и практическую сторону жизни.

       Я уже упоминал, что ислам является целостной школой мысли и поступков. Что это значит?

       Ислам представляется большинству людей в качестве набора ритуальных положений и теологической догматики. Ассоциации, которые вызывает слово Ислам – бородатые мужчина, закутанные женщины, автомат «калашникова», чалма, сказки из «Тысяча и одной ночи». Такой поверхностный подход, к сожалению, очень часто поддерживается и пропагандируется самими мусульманами. На самом деле Ислам это альтернативный интеллектуальный метод освоения мира. Альтернативный, например, идеализму Гегеля, диалектическому материализму Маркса или безысходному экзистенциализму Сартра. Ислам – это целостное интеллектуальное движение, особое понимание мира, человека, истории. Исламское Единобожие представляет собой связанный единым принципом набор философских концепций, духовных убеждений, этических ценностей и практических методов. Исламская школа мысли и действия – это целая галактика, в которой все чувства, идеи, поведение вращаются вокруг единого центра – принципа коранического Единобожия.

       Ядром исламской школы мысли и действия выступает единобожное мировоззрение, охватывающее четыре основных идейных концепта: мира, человека, общества и истории.

       Мир в исламе представляется в качестве процесса или поля событий, имеющего начало и конец. Сотворенного согласно желанию Творца и подчиняющегося воле Создателя в каждом отдельном миге и частице бытия. Материальная Вселенная есть тварная стихия пространства, времени, материи и энергии. Упорядочивание и управление миром осуществляется посредством законов природы – ангелов, о которых упомянуто в Коране. Ангелы – безвольные и безынициативные творения, проводящие волю Бога и не обладающие самосознанием и самостоятельной волей. Все, что существует или может существовать в представимом космосе, подчиняется Господней воле и Его знанию. Осуществление Его приказов производится через Его слово «Будь» - «Кун», приводящее небытие в бытие. Таково исламское понимание мира и миропорядка.

       Человек есть часть сотворенного мира в своей материальной, телесной части. Эта часть охватывает его тело, душу, личность, сознание, чувства. Эти аспекты человека материальны, по сути, и, соответственно, подчиняются физическим законам бытия. Они проявляются в материальном пространстве и должны быть гармонично развиты и использованы человеком. Исламская жизненная дисциплина учитывает все сферы материальной составляющей человека и регулирует его деятельность на основе соблюдения интересов каждой из этих сфер. Однако человеческая сущность слагается из еще одного основания – духа от Аллаха. Дух Аллаха не есть нечто материальное и не является частью мира. Его нельзя измерить, он не проявляется в физическом бытии и не подчиняется его законам. О сущности Духа Аллах донес нам в Коране в следующем аяте.

       Они тебя о (сути) Духа вопрошают. Скажи: «Дух — от веления Владыки моего». – Исра:85

       В аяте сказано, что Дух – от веления, от приказа Аллаха, то есть в применении к человеку, Дух проявляется, только в том случае если человек выполняет приказ Бога и участвует в истории на стороне Бога. Иными словами на стороне справедливости и добра. Подчинение материальной составляющей человека целям и воле Всевышнего делает сына Адама халифом – агентом Творца в мире. Таково исламское понимание человека.

       Общество или община – есть добровольное объединение людей, признающих Единобожие в качестве основного принципа бытия. Если отдельный мусульманин выступает в качестве агента Аллаха на уровне отношений между людьми, то исламская община является агентом Аллаха на уровне отношений между народами. Община – это субъект истории. Исламское понимание истории основывается на видении исторических процессов в качестве площадки взаимодействия между общинами – агентами Аллаха и Тагута, системами веры и неверия, Единобожия и многобожия. Таково исламское понимание общества и истории.

       Подведем предварительный итог. Исламское мировоззрение опирается на четыре принципиальных коранических убеждения:

       Идею мира.

       Идею человека.

       Идею общества.

       Идею истории.

       На основе единобожного понимания этих идей формируется исламская идеология, которая охватывает четыре фундаментальных области человеческого знания.

       Первый аспект - философия антропологии как научная методология объяснения природы человека и идеала, к которому он должен стремиться. Исламское видение этого вопроса должно опираться на мировоззренческие основы понимания реальности, взятые из Корана. Например, социал-дарвинизм утверждает, что человек – это коллективное животное. Христианство заявляет об изначальной порочной сущности человека. Идеология гуманизма возносит человека на пьедестал Царя Природы и делает его мерилом всех вещей. Ислам же трактует человека как служителя Аллаха и проводника Его воли, рожденного безгрешным, свободного в выборе между добром и злом, истиной и ложью. Философская антропология ислама не пытается описать реальную сущность человеческого вида, как это делают, например, физиология или психология. Исламская школа объясняет смысл человека в том виде как это делают философия и искусство. Ислам интерпретирует человека и предлагает особое понимание человеческого идеала, альтернативное гуманистическим моделям созданных Гаутамой Буддой, Сократом или Руссо.

       Второй аспект идеологии ислама – философия истории, как методология объяснения концепуальных смыслов, движения и целей исторического процесса. История – это постоянный и единый процесс, длящийся непрерывно от начала человеческого рода до эсхатологического финала, срок которого известен только Аллаху. Этот процесс неизменно подчиняется детерминистским законам причин и следствий, проходит через определенные ступени и фиксированные периоды и достигает своего предопределенного конца.

       История в исламском понимании не есть результат межклассовой борьбы как утверждал Маркс, она также не является площадкой где сталкиваются цивилизации, этносы или расы, как заявляют Самюэль Хантингтон, Лев Гумилев или Адольф Гитлер. История – это арена противостояния двух фундаментальных принципов или моделей сознания: духовного принципа Единобожия и материалистической антисистемы Неверия.

       Изучение истории сквозь призму коранического дискурса и систематизация полученного знания создаст принципиально новый подход к пониманию роли и цели человечества в этом мире. Такое видение позволит лучше осознать суть кризиса современности, в условиях краха марксистского метода объяснения реальности и тотального наступления постмодернистского абсурдизма в науках, искусстве, моральной этике.

       Третий аспект исламской идеологии – социология, как научная методология объяснения общественных связей для выработки оптимальных решений и достижения общинного идеала. Единобожные социальные науки должны быть направлены на сохранение и укрепление нравственной атмосферы во взаимоотношениях между членами социума. Исламская социологическая мысль должна предлагать структурные модели регуляций и развития, учитывающие потребности человека во всех областях гуманитарной сферы: психологии, эстетики, искусств. Исламская социология также как и философии антропологии и истории должна основываться на коранической модели мировоззрения. Такой подход к построению общества создаст предпосылки для возникновения особой культуры, которая сможет выступить в качестве библиотеки творческих форм для будущих поколений мусульман. К сожалению, сегодня положение с общественными науками в мусульманском мире оставляет желать лучшего. Этим во многом объясняется катастрофическое отставание исламской цивилизации и исторический проигрыш мусульманского проекта. Я убежден, что залогом будущего возрождения Ислама может стать только создание новой единобожной методологии в социальных науках.

       И наконец, четвертым аспектом идеологии исламского единобожия выступает естествознание. Эта сфера человеческого знания неотрывно связана с упомянутыми науками философии и социологии. Решения, которые предложат исследования в этих областях должны формировать особый тип рационального осмысления мировых законов. Ничто не препятствует мусульманину осваивать законы мироздания экспериментальным путем и развивать теретическую и прикладную науку. Напротив, Коран наполнен указаниями и призывами к размышлениям о структуре природных явлений и сил и даже вменяет это в обязанность мусульманам. Несколько сотен стихов Корана повествуют о тех или иных феноменах природы, сотворенных Аллахом. Эстафета, выпавшая из рук мусульманских ученых естествоиспытателей раннего периода Ислама – Ибн Сины, Аль-Фараби, Ар-Рази, Бируни, Ал-Хорезми и других – должна быть вновь подхвачена мусульманскими мыслителями и экспериментаторами. Мы многое можем предложить зашедшей в тупик западной науке и внести значимый вклад в дело познания человеком мира, созданного Всевышним Аллахом.

       Еще раз обобщим результат наших размышлений.        Ислам является, прежде всего, интеллектуальным методом или школой мысли. Фундаментом исламского интеллектуализма является Коран или кораническое мировоззрение, дающее принципиально особую модель объяснения мира, человека, общества и истории. На основе этих фундаментальных убеждений создается единобожная модель идеологии, охватывающая четыре базовых сферы человеческого знания: философия антропологии, философия истории, социология и естествознание. На базе единобожного понимания этих дисциплин формируются модели идеального типа человека и идеальной формы общественного устройства. Такие идеалы должны стать маяками, к которым, даст Бог, устремятся будущие поколения мусульман.

       О вы, кто верует! В смирении колена преклоните, падите ниц пред Господом своим в благоговейном поклонении Ему! Творите доброе, чтобы познать блаженство! Усердствуйте на промысле Аллаха усердием, что надлежит (величию) Его, Он вас избрал и в вероуложении для вас Он тягот никаких на вас не возложил, как и в (уставе) веры Ибрахима, вашего отца. Он называл вас мусульманами и прежде и сейчас, чтобы посланник был свидетелем для вас, а вы свидетелями были для народов. Так совершайте же молитву (регулярно), творите очистительную подать И держитесь за Аллаха, — Он — Покровитель ваш! И как прекрасен этот Покровитель! Как замечателен Помощник сей! – Сура Паломничество:77-78

Категория: Исламские новости | Просмотров: 895 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Декабрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана