Газета «Наш Мир»
После банковского кризиса, поразившего финансовую систему Казахстана летом 2007 года, столица республики Астана превратилась в город «мертвых кранов». Большая часть строек встала. Тысячи строителей потеряли рабочие места, а дольщики начали тревожиться за будущее своих недостроенных квартир. И тогда было принято решение профинансировать строительство части новостроек Астаны из государственного бюджета.
Шестого декабря 2007 года в Астане было подписано соглашение о многостороннем партнерстве между правительством Казахстана в лице Министерства финансов и акимата (мэрии) столицы, фондом устойчивого развития «Казына», акционерным обществом «Казахстанская ипотечная компания» (КИК) и банками второго уровня (БВУ).
Ранее президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял решение о выделении четырех миллиардов долларов для «фондирования завершения строительства жилищных объектов в Астане, поддержки малого и среднего бизнеса, а также рефинансирования индустриальных и инфраструктурных объектов». Как сообщил на пресс-конференции по окончании подписания соглашения о партнерстве председатель правления фонда «Казына» Кайрат Келимбетов, до конца этого года на эти цели выделяется один миллиард долларов, из них четыреста миллионов долларов пойдет на завершение строительных объектов в Астане, столько же - на поддержку малого и среднего бизнеса, оставшиеся двести миллионов - на рефинансирование индустриальных объектов.
По словам Келимбетова, финансовая поддержка строительных компаний будет осуществляться по следующему принципу: восемьдесят пять процентов от суммы необходимых средств будет выделять «Казына», десять процентов - банки второго уровня, еще пять - сами компании-застройщики.
«Механизм принятия решения по отбору тех объектов, которые будут достраиваться в Астане с помощью госфинансирования, был следующим: акимат Астаны провел классификацию всех строящихся жилищных объектов столицы и отобрал семьдесят четыре объекта, которые реально завершить в 2008 году и где присутствуют интересы дольщиков», - сказал К.Келимбетов.
По словам заместителя акима Астаны Сергея Хорошуна, в столице зарегистрировано двести двадцать семь объектов жилищного строительства, в которых задействованы средства дольщиков, из них восемьдесят объектов «имеют высокую степень готовности». Еще сто двадцать объектов - это те, по которым строительство велось до начала августа, и проблем с этими застройщиками у нас не было», - цитирует Хорошуна Kazakhstan today.
На днях список из двухсот двадцати семи строительных объектов поступил в редакцию «Ферганы.Ру». В нем содержится подробная информация, включающая данные о долгах перед банками, степени готовности комплексов, количестве дольщиков и суммах, которых не хватает для завершения строительства.
Чтение списка оставляет ощущение, что в Астане нет практически ни одного строительного объекта, чьи владельцы не испытывают финансовых проблем. В целом строительные компании нуждаются в $3,9 млрд. Это в два раза больше суммы, уже затраченной ими на строительство. Общая сметная стоимость объектов, по оценке строителей, превышает шесть миллиардов долларов США.
В девятнадцати комплексах не приобретено ни одной квартиры, а в девяти жилых комплексах даже не залит фундамент.
У многих застройщиков есть достаточно большие долги перед банками. Рекордсменом является ТОО «Тандем Астана» с жилым комплексом «Green Village», который прокредитован на шесть миллиардов тенге ($50 млн.).
Достаточно странно смотрится в этом списке южнокорейская компания «Highvill», позиционирующая себя как создатель элитного жилья. Детище компании - комплекс «Highvill» - один из самых дорогих объектов Астаны, квадратный метр жилья в нем стоит от трех тысяч долларов. Для завершения строительства компании не хватает $341,5 млн. Ходят слухи, что застройщики элитного жилья, поняв, что просьба о помощи не лучшим образом скажется на их реноме, решили изыскать необходимые средства самостоятельно и добровольно отказались от помощи государства.
Некоторые из комплексов, представленных городским акиматом, охарактеризованы как «с большей степенью готовности с малым количеством дольщиков». Среди них фигурируют дома, заказчиками которых являются госорганы, например, министерство здравоохранения или министерство юстиции. По этим объектам не приводятся данные, из которых можно было бы сделать вывод, действительно ли они почти достроены, и понять, сколько же там дольщиков. Вся информация о них ограничилась обозначением месторасположения домов. Адреса звучали незатейливо, вроде «на левом берегу реки Ишим» или «в районе дома по Абылайхана 33/4».
По данным Ассоциации застройщиков Казахстана, семьдесят четыре отобранных для финансирования объектов соответствуют главным критериям: они имеют большое количество дольщиков, причем - платежеспособных, и их реально достроить к концу будущего года. Как С.Хорошун сообщил в интервью телекомпании «31 канал», в окончательный список попали только те объекты, «которые остановились в августе этого года, когда начался кризис. Это наиболее устойчивые компании, которым немного осталось до окончания строительства».
Впрочем, в приватной беседе представители некоторых строительных компаний признают, что есть комплексы, которые не будут построены никогда.
Список из семидесяти четырех объектов, которым помогут наверняка, направлен в коммерческие банки, которые должны подтвердить, будут ли они работать с указанными строительными компаниями, и представить графики освоения средств, выделенных для этих целей государством.
«Мы, как банки, заинтересованы в том, чтобы эти дома были достроены, чтобы они были реализованы и проданы. И чтобы мы эти деньги потом могли вернуть правительству. Поймите, эти деньги не безвозмездные, они даны на возвратной основе», - цитирует «31 канал» председателя правления АО «Казкоммерцбанк» Нину Жусупову.
По словам Келимбетова, список объектов будет опубликован в печати после того, как банки примут свои решения и определят списки домов, которые будут достраиваться с помощью средств государства.
Если пилотная программа по фондированию завершения строительства объектов с участием дольщиков в Астане пройдет успешно, этот опыт будет распространен во всех регионах Казахстана. |