Газета «Наш Мир»
Визит президента США Дж. Буша на Ближний Восток 9-16 января 2008 года явился логичным продолжением политики нынешнего американского руководства в регионе.
Среди основных целей визита Буша были: склонение арабских стран региона к более активной поддержке политики США в отношении Ирана, который, с точки зрения американского президента (и руководства Израиля), «представляет угрозу мировому сообществу и является главным спонсором международного терроризма»; улучшение имиджа США в общественном мнении арабского мира как «миротворца», действующего, в том числе, «во благо арабских народов, ради скорейшего установления мира на Ближнем Востоке».
Выстраивание некоего суннитского антииранского альянса и поддержки возможной военной операции против Ирана Дж.Буш пытался реализовать в ходе переговоров с руководителями стран Персидского залива и Саудовской Аравии. Военная акция США против Ирана вновь встала в повестку дня после того, как Э. Ольмерт ознакомил Дж. Буша с докладом израильских спецслужб, опровергающим известный доклад их американских коллег, где говорится об отсутствии военной составляющей в иранской ядерной программе.
Израильская разведка, в противовес разведсообществу США, утверждает, что создание Ираном ядерного оружия возможно в ближайшие месяцы. Однако Саудовская Аравия, как и все государства Залива, подтверждая свою озабоченность иранской ядерной программой и усилением иранского влияния в регионе (главной причиной которого многие исследователи, в том числе американские, считают разгром Ирака), тем не менее, твердо отвергают военный удар по Ирану и настаивают на дипломатическом решении иранской проблемы.
В отношении иракской проблемы, которая также обсуждалась во время визита Дж. Буша, Саудовская Аравия, по данным египетской газеты «Аль-Ахрам», считает действующего премьер-министра Ирака шиита Нури аль-Малики иранским агентом влияния (Нури аль-Малики в период правления Саддама Хусейна долгое время жил в эмиграции в Иране и сейчас, по некоторым данным, поддерживает контакты с иранским руководством).
Эр-Рияд выступает за восстановление в должности бывшего иракского премьер-министра Айяда Аляви, смещенного по личному настоянию Дж. Буша. По тем же данным, Саудовская Аравия негласно финансирует «суннитские советы», сформированные на территории Ирака, имеющие собственные вооруженные формирования и противостоящие действующим в Ираке боевикам Аль-Каиды.
Отдельными вопросами в переговорах Дж. Буша с королем Саудовской Аравии было пожелание США к странам-членам ОПЕК увеличить добычу нефти и снизить на нее цены, что, по заявлению Дж. Буша, улучшит функционирование американской экономики и мирового рынка в целом. Была также достигнута договоренность о поставках американского оружия в Саудовскую Аравию и страны Залива на общую сумму более $ 20 млрд.
Позицию, аналогичную саудовской, занял по иранскому вопросу Египет, который стал последним пунктом визита Дж. Буша. Накануне прибытия сюда американского президента, в Египет совершил визит президент Турции Абдалла Гуль; одним из результатов этого стало то, что Египет и Турция подтвердили недопустимость военной операции против Ирана.
В то же время незадолго до визита Дж. Буша между Египтом и США возникли трения в связи с инициированным Израилем требованием американцев к Египту полностью перекрыть все неофициальные каналы на границе Египта с Сектором Газа, по которым осуществлялся транзит оружия для боевиков Хамас. Причем это требование ставилось условием продолжения американской военной помощи Египту (более $2 млрд. в год).
Египет согласился усилить пограничный контроль и, тем не менее, заявил о недопустимости «вмешательства в его внутренние дела».
В целом визит Дж. Буша на Ближний Восток вряд ли можно назвать успешным, так как ни одна из поставленных целей не была достигнута. Ситуация на Ближнем Востоке не стабилизировалась. Напротив, наметилась тенденция к эскалации напряженности.
Американские планы создания суннитского антииранского фронта потерпели фиаско. Саудовская Аравия, государства Залива и Египет подтвердили неприемлемость военной операции против Ирана. В частности, эмир Сауд аль-Фейсал, министр иностранных дел Саудовской Аравии заявил, что «Иран – великая страна, с которой мы соседствуем, и у нас нет никаких противоречий с ней».
Тем не менее, возможность военной операции США и (или) Израиля против Ирана с повестки дня не снята; Израиль заявляет, что не допустит появление «ядерного Ирана». Однако вряд ли подобная операция возможна в ближайшие месяцы. По некоторым данным, США ожидают предстоящих в марте 2008 года выборов в меджлис (парламент) Ирана, которые могут изменить расстановку политических сил в стране.
Судя по высказываниям арабской прессы, нельзя сказать, что имидж США в арабском мире после визита Дж. Буша улучшился. Так, кувейтская газета «Ар-Рай» пишет: «Наш регион ждет от США умных инициатив, а не умных бомб». Бахрейнская газета цитирует открытое письмо Дж. Бушу, подписанное 13 общественными организациями и почти половиной членов палаты депутатов парламента Бахрейна, где они заявляют, что Буш под предлогом борьбы с терроризмом «ведет войну против ислама и мусульман».
Реакция в США на визит Буша также достаточно противоречива. Хилари Клинтон, например, раскритиковала Дж. Буша за то, что он «слишком уповает на иностранную нефть». Надо отметить и то, что во время пребывания американского президента в Саудовской Аравии, в США прошли несколько демонстраций протеста против договоренностей Дж. Буша о продаже современного американского оружия «арабским режимам, которые могут угрожать безопасности Израиля». |