Газета «Наш Мир»
В газете "НГ- Религии" (среда 16 января 2008 года) появилась статья президента Института религии и политики, доктора философских наук, исламоведа Александра Игнатенко. В статье он дает рецензию на книгу Ю.А. Михайлова "Пора понимать Коран".
Как истинный мастер пера, исламовед начинает свое повествование с анекдотика, смысл которого ловко проецирует на обсуждаемых им в статье действующих лиц.
Так вот, мне тоже захотелось начать с анекдота. Телефонный разговор: "Это ясновидящая?" - "Да, Иван Иваныч". "Но я не Иван Иваныч!" - "Я знаю…".
Мне казалось, что людям дают почетные звания докторов именно вследствие того, что они читают книги. И мало быть ясновидящим, чтобы получить этот высокий титул. Возможно, я ошибался.
Дело в том, что в своей статье А.Игнатенко рецензирует книгу, которую не читал! "Читать книгу – бессмысленное занятие и бесполезная трата времени и сил" - вынес приговор востоковед А. Игнатенко. Свою статью он так и назвал: "Мне Рабинович напел". Опыт рецензии на непрочитанную книгу".
По словам доктора наук, он просто взял книгу в руки, а в результате, как я увидел, родились три столбца демагогии.
Президент Института религии и политики пишет: "Автор, замечу, не мусульманин, не улем (исламский ученый, знаток Ислама). Более того, он не исламовед, не арабист, не востоковед и вообще не гуманитарий … Если у кого-то есть желание приблизиться к пониманию Корана, пусть разыщет книгу Ефима Ревзана (Резвана, прим. автора.) "Коран и его мир". По мнению А. Игнатенко, Ю. Михайлов не может адекватно рассказать об Исламе, потому что он - Михайлов, а не Ибрагимов или Мухаммедов.
"Это значит, что все рассуждения автора о Коране основываются на сведениях из вторых, а то и третьих рук", - пишет Игнатенко. И именно поэтому он отсылает читателя к Ефиму Резвану (да еще и по ложному следу, делая ошибку в фамилии), автору книги "Коран и его мир". Более мусульманское имя трудно себе представить.
По сути дела, уважаемый доктор приведенным в начале своей статьи анекдотом себе же "выкопал яму". Фактически, он обвинил Ю. Михайлова в дилетантстве, потому что тот, как замечает рецензент, писал об Исламе, черпая информацию о нем из вторых и третьих уст, как персонаж анекдота, который составил свое мнение о Карузо после того, как Рабинович ему напел. Если, по его словам, это глупо, то еще глупее рецензировать вообще не прочитанную книгу. Или у Игнатенко тоже, оказывается, есть свой "рабинович"?
Кстати, выясняя, кто же "напел" Ю. Михайлову автор рецензии пишет: "… У нашего "карузо", который и сам то поет с чужих голосов, целых три "рабиновича". Это авторы предисловия Виталий Наумкин и Виталий Попов(которого на самом деле зовут Вениамин, прим. автора), а также автор вступительной статьи Максим Шевченко …". Писать в таком тоне об уважаемом профессоре, известном востоковеде Виталии Наумкине, о заслуженном российском политике Вениамине Попове и о ведущем первого российского канала Максиме Шевченко! На мой взгляд, это проявление большого неуважения к заслуженным общественным деятелям России!
Трудно понять, конечно, чем руководствовался А. Игнатенко, вынося свое суждение о книге. Можно было бы предположить, что он её не понял, или понял по-своему, если бы рецензент все-таки потрудился и хотя бы бегло просмотрел ее.
Кстати, с пониманием Ислама А. Игнатенко я ознакомился на его сайте. Сплошная "аль-кайда", "бен ладены" и "террористы". Все в черно-зеленых тонах и на всех "пояса шахидов". С таким пониманием или желанием понимать эту религию, конечно, не хочется читать книги, в которых Ислам представлен созидательным, конструктивным и гуманистическим вероуставом, и допустить, что главный редактор издательства "Ладомир" Ю. Михайлов хотел донести до русскоязычного читателя свое понимание Корана, которое он обрел, изучив вопрос. Ведь Священная Книга мусульман доступна любому размышляющему человеку.
Статья же Александра Игнатенко – это не объективная рецензия, а излюбленный им "пояс шахида", который на этот раз он надел на автора книги "Пора понимать Коран" Ю. Михайлова. |