Газета «Наш Мир»
Зона конфликта
В понедельник, 23 января, горняки четырех из восьми шахт АО "Арселор-Миттал Темиртау" грозят устроить забастовку в случае, если не будут удовлетворены требования шахтеров. У власти нет четкой позиции, насколько она готова поддержать рабочих.
Забастовка может охватить 4 предприятия Шахтинского района. Это шахты "Тентекская", "Казахстанская", "Шахтинская" и им. Ленина. Таким образом, комбинат АО "Арселор-Миттал Темиртау" может лишиться половины угля, добываемого для нужд металлургического производства. Основные требования шахтеров сводятся к предоставлению им гарантий безопасности труда, увеличению заработка (по одной версии, до $20 в час), снижению пенсионного возраста до 50 лет.
Забастовку спровоцировала авария на шахте "Абайская", которая, уже сейчас понятно, произошла из-за нарушений требований по соблюдению промышленной безопасности. "Трагедия, произошедшая в результате взрыва метана в шахте "Абайская" АО "Арселор-Миттал Темиртау" 11 января 2008 года и повлекшая гибель 30 шахтеров, выдвигает в число главных приоритетов обеспечение промышленной безопасности на опасных производствах страны. Необходимо принять безотлагательные меры по разработке и внедрению в практику независимых автоматизированных систем контроля безопасности основных технологических процессов опасных производств, в первую очередь, используемых при подземной добыче угля и руд цветных металлов", – сказал вчера глава МЧС Казахстана Владимир Божко. По его данным, изношенность основных производственных фондов на опасных промышленных объектах составляет более 40-50%.
Однако в целом власть не имеет единой позиции по защите прав и интересов шахтеров, исходя из их требований. "Требовать все это правильно, – сказал в интервью "&" министр труда и социальной защиты Бердибек Сапарбаев. – Но надо еще учитывать наше действующее законодательство об ответственности работодателя, в частности компании "Арселор- Миттал". Что касается улучшения техники безопасности, обеспечения соответствующих условий труда, мы это поддерживаем, это уже не первый случай. Конечно, надо принимать соответствующие меры по улучшению техники безопасности, по внедрению новой техники и технологий". По его мнению, повышать заработную плату шахтерам надо, но с учетом трехстороннего договора между корпорацией, правительством РК и рабочим коллективом, а также трудового законодательства Казахстана. "Один час работы – 20 долларов? Надо смотреть на соответствие этого требования законодательству и положениям коллективного договора", – сказал министр в беседе с журналистом "&".
"Все требования (шахтеров. – &) надо поддержать, – считает министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков. – У нас условия оплаты труда, уровень техники безопасности шахтерского и металлургического труда не соответствуют уровню сложности этих специальностей, и они требуют корректировки возраста выхода на пенсию". По словам министра, в Казахстане все основные фонды горнодобывающей и металлургической отраслей остались с 30-60-х годов прошлого века. "Они требуют инвестиций, их надо модернизировать и приводить в порядок, – считает г-н Искаков. – Я думаю, что консенсус будет достигнут. Мне кажется, после произошедшей трагедии Митталу нужно пересмотреть свои взгляды".
Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов в беседе с журналистом "&" был более осторожен: "Первые два требования относятся к договорным взаимоотношениям между работодателем и работниками, третий вопрос – социальный и системный: выход на пенсию в 50 лет должен рассматриваться в целом по социальной сфере".
В Администрации Президента также не смогли прояснить, готовы ли поддержать шахтеров. По мнению заместителя руководителя администрации Президента РК Владимира Школьника, курирующего экономические вопросы, прежде чем давать оценку событиям, необходимо дождаться результатов работы госкомиссии по расследованию пожара на шахте "Абайская". "Трагедия страшная, надо будет разбираться. И третий случай надо рассматривать в совокупности с двумя, которые были, – сказал он в интервью "&". – И госорганы, ответственные за техническую безопасность, должны дать соответствующую оценку аварии".
Понятно, что от того, какую позицию сейчас займет власть, многое зависит в переговорах между руководством "Арселор - Миттал" и казахстанскими шахтерами. Причем требования горняков не выглядят завышенными, скорее наоборот, принимая во внимание, какой ценой нам дается работа иностранного инвестора. "Шахтеры требуют повышения заработной платы до 20 долларов в час. Это вполне реальные требования, учитывая повышенную опасность их работы и уровень доходов в Казахстане", – такое мнение высказала директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова.
Обеспечение приемлемого уровня безопасности работ также является законным требованием шахтеров, считает руководитель центра. "Каждый год происходят аварии, гибнут люди. Это же не война, в конце концов. Такое крупное предприятие должно позаботиться об обеспечении безопасности своих рабочих", – возмущается аналитик. Те прибыли, которые Миттал получает в Казахстане, позволяют его предприятиям обеспечить приемлемый уровень жизни рабочих, заметила г-жа Махмутова.
Комментарии от руководства самой компании газете получить так и не удалось. В шахте "Тентекская" нам сказали, что все руководители находятся либо в шахте, либо на совещании. Пресс-секретарь "Арселор-Миттал Темиртау" Николай Кубраков также отказался общаться с журналистом газеты.
Известно, что забастовка началась в 2 часа ночи 16 января. Об этом сообщил председатель профсоюза горняков Павел Шумкин. Из забоя не вышла третья смена, а также часть шахтеров второй смены. Первая (ремонтная бригада) и четвертая смены 16 января попасть в шахту не смогли. Это вынудило директорат шахты спуститься в забой. Руководство предприятия сумело уговорить горняков подняться на землю и уже днем 16 января провело встречу, в которой участвовали все работники шахты, где они и выдвинули свои требования.
С учетом аварии на шахте "Абайская" и приостановления здесь работ дефицит топлива может дестабилизировать работу всего предприятия. Компания вынуждена будет сократить экспорт карагандинского угля в Украину и Румынию, где находятся другие предприятия группы "Арселор-Миттал". В этом случае забастовка карагандинских шахтеров может спровоцировать сокращение производства стали и в этих странах.
В 2007 году компания "Арселор-Миттал Темиртау" добыла на-гора 12 млн. тонн. При средней цене на коксующийся уголь $42 за тонну потери предприятия от забастовки одной шахты составят в среднем $200 тыс. в сутки. Общий прямой ущерб АО за каждый день забастовки всех 4 шахт может достигнуть $1 млн.
Нургуль Карабаева - "Бизнес&Власть" |