Газета «Наш Мир»
«Не всё то золото, что блестит» — эта русская поговорка приходит в голову, когда пытаешься разобраться, зачем в центре Москвы решили выставить «Золотой Коран»
Это блажь новых русских, напоминающая православный проект «яйца Фаберже-Вексельберга», или всё-таки попытка войти в культуру и религию с большим кошельком нерастраченных замыслов?
Во что можно превратить 14 кг золота?
26 июня в ГМИИ им. Пушкина прошла, как говорилось в анонсах, «презентация уникального издания - "Золотого Корана". Каждая из 162 страниц "Золотого Корана" представляет пластину из золота высшей, 999-й, пробы. Общий вес книги составляет около 14 килограммов. "Золотой Коран" не имеет мировых аналогов. На его изготовление старейшему в мире московскому Монетному двору Гознака Министерства финансов России потребовалось полтора года. Подделать и скопировать произведение невозможно.
Это первая из десяти копий рукописи 8 века "Коран Усмана", хранившейся в частной коллекции в России. С 1936 года оригинал древнейшей в мире рукописи Корана, ставшей собственностью российского государства, передан в петербургский Институт востоковедения Российской академии наук».
Инициатор проекта – российская компания WT — держит стоимость проекта в секрете как коммерческую тайну. К своему плану ей удалось привлечь такие знаковые в духовном и культурном пространстве структуры, как Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, ГМИИ им. Пушкина, а также Институт востоковедения РАН. Проект поддержали Совет муфтиев России, Организация Исламская конференция (ОИК) и Арабская лига образовательных, культурных и научных организаций (ALECSO).
Устроители заранее объявили — и явно поторопились! – о приглашении ни больше не меньше, как глав и высших руководителей 29 стран исламского мира. Но ни один из них, увы, почему-то не явился. Приглашены были и послы этих стран — но тут тоже случилась осечка, а на открытии выступил лишь Посол Лиги арабских государств и представитель ОИК. Не первыми лицами были представлены и МИД РФ, и Совет муфтиев России, и сам ГМИИ.
Сама же презентация прошла в предельно современном духе постмодерна, где всё смешано и перепутано. Объяснений тому может быть два: 1 — так задумано, ибо нет теперь иерархии ценностей и «всё пребывает во всём», или 2 — извините, но «хотели как лучше, а получилось, как всегда».
Представьте себе картину: вы входите в знаменитый Белый зал знаменитого музея под звуки… барочного камерного ансамбля, на стенах за белоснежными античными колоннами висят… огромные европейские гобелены с игриво-куртуазными и мифологическими сценами. Выступающие говорят на фоне такого же гобелена… И если мужчины выступают кратко и деловито, то Рита Ауад (Rita Awad, ALECSO), дама с непокрытой головой из Туниса, читает по бумажке свой арабский доклад так долго, что присутствующие с трудом сохраняют вежливость и как бы передают друг другу глазами: «ну господа, всё простительно женщине, да ещё из такой далёкой провинции!».
Кстати, первоначально вообще было задумано провести презентацию в Итальянском дворике музея, где гордо стоит небезызвестный обнажённый Давид…
Никаких попыток разместить хоть где-нибудь хоть какую-нибудь исламскую символику, никакого чтения Корана, ни вживую, ни в записи… Более того, многозначительно умолчание, о котором говорили между собой присутствующие мусульманские журналисты — о существовании ещё трёх частей той же рукописи «Корана Усмана» вне Петербурга… «Кто же сможет читать такой текст, да ещё в золоте, да ещё в архаичном почерке куфи?» — удивляется шеф московской студии ТВ Ирана.
И тогда возникает вопрос – а для чего всё было задумано? Неужели для того, чтобы в течение часа произносились ставшие в последние годы привычными дежурные заклинания о веротерпимости в России и дипломатическом прорыве в исламское пространство?
Мусульманского содержания в этом проекте не просматривается, но, кажется, его и не было изначально. Первое, что можно предположить – это нечто вроде «пасхальных яиц Фаберже», которые новый русский олигарх Вексельберг показал всей стране. Он громко заявил о «возвращении исторических и религиозных ценностей на Родину», о чём сдавленным голосом с центральных телеканалов поведал Патриарх Алексий Второй, а потом оказалось, что яйца были куплены на аукционе и принадлежат лично Вексельбергу, который даже и не думает передавать их куда-нибудь в храмы или в музеи. С тех пор, как Вексельберг потряс «яйцами Фаберже» всю страну, проявилось новое явление – псевдоблаготворительность, имитация культурной и духовной активности новых богатых.
И всё же тут не аналог с Вексельбергом. Ювелиры фирмы WT хотят во что-то превратить эти 14 кг чистого золота. Какую операцию — уж не алхимию ли! – они задумали?
Ювелиры сработали неювелирно
Послушаем самих инициаторов. Вот на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС еще 25 января 2007 было заявлено: «…вечный текст, увековеченный в благороднейшем материале, чудо ювелирного искусства, образец высочайшего мастерства российских мастеров, теперь сохранится навеки!» Если бы такая реклама была бы составлена вне религиозного контекста и, тем более, вдали от Ислама – все бы поняли, что это пышная риторика и не более. Но вдумаемся в слова.
«Вечный» в Исламе – это атрибут исключительно Аллаха. Текст Корана, как известно, был ниспослан человеку по имени Мухаммад (САВ), который, как известно, умер. И как такового, текста Корана до Мухаммада – не существовало. Характеристика «вечного» к этому тексту, как и ко всем прочим, неприложима. Однако, в Исламе есть мистическое понятие о Небесной Скрижали, «предвечной и сокровенной», частичным проявлением которой являются все священные послания Бога человечеству, в том числе и последнее, завершающее послание – Коран.
То, что золото – «благороднейший материал», никто не спорит. Но его – согласно мусульманской традиции – не носят мужчины, и мужчинам ничего золотого не дарят. Это прерогатива только женщин. Потому прозвучавший на презентации в ГМИИ призыв инициатора и руководителя проекта Владимира Прусакова «покупать и дарить копии «Золотого Корана» шейхам, султанам, эмирам, королям и прочим лидерам исламских государств» весьма двусмыслен.
«В течение нескольких месяцев планируется отчеканить ещё девять золотых копий "Корана Усмана", - сказал он. - Две из них должны остаться в России, у Президента России и в музее Института востоковедения в Петербурге, а остальные восемь предназначены для национальных музеев и глав исламских государств». Иначе говоря – вот где коммерческий нерв проекта: после презентации дать толчок потенциальным покупателям, которые из соображений престижа и дипломатии станут покупать у фирмы WT новые копии – для подарков вип-персонам.
И тут, конечно, вся музейно-научная риторика – лишь средство достижения коммерческой цели. Ведь заявление, что рукопись «теперь сохранится навеки» нельзя воспринимать всерьёз. Чтобы рукописи жили долго, печатают их факсимиле, переводят в цифровую форму, наконец, подобно иранцам, прячут оригиналы в подземные бункеры (как в Древлехранилище в Куме), на случай вероятной ядерной атаки или природной катастрофы. А «Коран Усмана» уже давно известен миру, сохранён для потомков в самых разнообразных формах.
С точки зрения музейно-выставочной, экспозиция, состоящая из мелких однообразных пластинок золота на скучной стене – не интересна ни специалистам, ни тем более массовому зрителю, идущему в музей за культурными впечатлениями.
Очевидно лишь, что, действительно, ювелиры в 21 веке не стоят на месте и совершенствуют свои технологии. Но только технология в «Золотом Коране» интересна… самим ювелирам…Вот они по-детски и радуются, пишут в пресс-релизе, мол, достигли "высшего из достижимых музейного качества (Class of cleanliness surfaces – 13)", чему нет мировых аналогов. А величина буквы в три раза больше толщины листа, - умиляется автор проекта.
Но кроме ювелирной технологии, были привлечены и ценности иного порядка. Иначе, зачем было звать на презентацию давших свои имена президента Союза музеев России, директора Государственного Эрмитажа, учёного-востоковеда Михаила Пиотровского, зампредседателя Совета муфтиев России шейха Фарида Асадуллина, директора Института востоковедения РАН РФ Ростислава Рыбакова, Посла Лиги арабских государств Джуми аль Фарджани?
Значит, даже при отсутствии проработанного исламского и культурного содержания, 14 кг золота можно превращать… в гораздо более ценный товар. Вопрос следующий – а зачем, и в чьих интересах?
Замминистра иностранных дел РФ Александр Салтанов на презентации это прояснил: «Проект будет иметь успех не только в России, но и за рубежом. Часть средств, собранных в результате реализации копий "Корана Усмана", пойдёт на финансирование Центра исламской книжной культуры в Институте востоковедения в Петербурге».
Когда же я спросил у представителя WT, какие именно проекты задумано профинансировать в результате акции «Золотой Коран», он ответил, что никто этого не знает, и ещё предстоят разговоры с директором «Эрмитажа»…
Значит, вся презентация – лишь заявка о намерениях? И нет конкретных проектов, куда нацелены предполагаемые доходы от аукционов или продаж будущих копий? Значит, первые лица наших музеев и востоковедческих институтов пришли в расчёте… на поддержку нового благотворителя? Ведь их образование не позволяет же всерьёз считать «Золотой Коран» явлением искусства. Очевидно, что так.
В этом плане интересна реакция нашей прессы. Основные информканалы, как это принято теперь при подаче новостей, просто тиражировали пресс-релиз и повторяли слова про «чудо искусства». Никаких своих мыслей или просто впечатлений теперь журналистам проявлять не велено, и уже выросло целое поколение тех, кому это просто не приходит в голову. Мусульманские СМИ умилялись самим фактом: большие дяди из большого мира обратили на нас внимание. Лишь участники форума МК.Ру разразились подлинно марксистско-чегеваровской критикой «куда ж это идут деньги, когда народ в нищете!», да Правда.Ру выпустила новость с язвительным заголовком — «Золотой Коран» покажут народу и продадут с молотка».
Осознав всё это, не будем терять надежды. Да, в России вырос новый слой новых богатых людей, и логика их внутреннего развития зовёт их проявиться в сферах культуры и религии. Вновь возвращается описанная Мольером проблематика Журдена, стремящегося отличить стихи от прозы. А выход прост: ювелирам нужны или консультанты, или (что потребует многих лет личных усилий) обучение в этих новых для них сферах жизни.
А пока о проекте «Золотой Коран» можно лишь сказать, что он ярко блеснул… своей загадочностью. И нам предстоит увидеть, куда же он двинется. Возможно, это «яйца Ваксельберга» или новая формула постмодернистского «приручения Ислама». Но возможно, это попытка с помощью рыночной бизнес-технологии направить финансы в сферу, реально нуждающуюся и, увы, заброшенную обществом и государством – в сферу востоковедения, точнее говоря, исламоведения.
Что ж, поживём – увидим. И, как говорят по-арабски мусульмане в таких случаях – инша Аллах! Как распорядится Всевышний…
Джаннат Сергей Маркус Москва Фото автора |