Газета «Наш
Мир»
Наиболее часто используемым термином у
мусульман является слово «хадис». Это слово
переводится как: рассказ, повествование, предание, беседа,
разговор (Словарь Баранова). Мусульманская традиция имеет
совершенно особое понимание термина «хадис».
«Хадисами» называются внекоранические истории о жизни пророка
Мухаммада, называемые сунной. В Коране же Бог
использует слово хадис в других смысловых формах.
Коран как «хадис» -
повествование
Неужели
они не размышляли о власти над небесами и землей, и обо всем, что
создал Бог, и о том, что, возможно, их конец уже близок? В какой же
рассказ (хадиисин) после этого они веруют?
(7:185) В повествовании (кысас) о них,
есть поучение для обладающих разумом; это не было измышленным рассказом (хадиисан),
но - для подтверждения истинности того, что ниспослано до него, для
разъяснения всякой вещи, руководством и милосердием для людей, которые
уверовали. (12:111) Как будто бы ты готов погубить
себя по их следам, от горя, если они не поверят этому повествованию («хадииси», в контексте -
"Корану"). (18:6) Бог ниспослал лучшее повествование (хадииси)
- Писание с похожими, повторяемыми частями, от которых съеживается кожа
тех, которые боятся своего Господа, затем смягчается их кожа и сердца к
поминанию Бога. Это и есть путь Бога, ведет Он им, кого пожелает, а
кого сбивает Бог, тому нет путеводителя!
(39:23) Это – знамения (аяты) Бога, Мы
читаем их тебе, истинно. В какой же рассказ (хадиисин) после Бога и Его
знамений (аятов) они уверуют? (45:6) Пусть же они приведут подобный
этому (Корану) рассказ
(хадиисин), если они говорят правду!
(52:34) Разве же и этим повествованием («хадииси», в контексте -
"Кораном") вы небрежете?
(56:81) Оставь же Меня с тем, кто считает
ложью этот рассказ
(«хадииси», в контексте - "Коран"). Мы постепенно сведем
их, так что они не узнают. (68:44)
Аяты Корана как «хадисы» - рассказы «...И когда постигает их хорошее
они говорят: "Это -
от Бога", а когда постигнет их дурное, они говорят: "Это - от тебя".
Скажи: "Все - от Бога"», - почему же эти люди никак не могут понять
этого рассказа
(хадиисан)? (4:78) Бог - нет божества, кроме Него! -
конечно, соберет вас ко дню воскресения, - нет сомнения в том! А кто
правдивее Бога в рассказе
(хадиисан)? (4:87)
Людские рассказы - хадисы. Бог
уже низвел вам в Писании, что когда вы слушаете аяты Бога, то не
находитесь вместе с теми, которые отрицают и насмехаются над Его
знамениями, пока они не начнут другой рассказ (хадиисин). Ведь тогда вы
подобны им. Поистине, Бог соберет лицемеров и отрицающих (истину) всех
в геенне! (4:140) А
когда ты увидишь тех, которые погружаются в пучину пустословия о Наших
аятах, то отвернись от них, пока они не начнут обсуждать какой-нибудь
другой рассказ
(хадиисин).
И если ослушник (сатана) заставит тебя забыть (об этом), то ты, как
только вспомнишь, не находись с (этими) людьми - мракобесами.
(6:68) Среди людей есть и такой, кто
покупает увлекательный рассказ (хадииси),
чтобы сбивать (им) с Божественного пути без всякого знания, и обращает
это в забаву. Они - те, для которых унизительное наказание.
(31:6)
Повествования-хадисы - из
Корана
В Коране встречается устойчивая форма обращения
Бога к пророку: «дошел ли до тебя «хадис» -
рассказ».
Это выражение относится к различным персонажам и событиям, и что
характерно, абсолютно все темы (хадисов), к которым нас направляет Бог,
описаны в тексте Корана, нет ни одной ссылки на внекоранические
хадисы.
Дошел ли до тебя рассказ
(хадиису) о Моисее? (20:9) Дошел ли до тебя рассказ
(хадииси) о Моисее? (79:15) Дошел ли до тебя рассказ(хадиису) о почтенных гостях
Авраама? (51:24) Дошел ли до тебя рассказ
(хадиису) о войсках Фараона и Самуда.
(85:17-18) Дошел ли до тебя рассказ
(хадиису) о покрывающем?
(88:1)
Слова, образованные от корня
хадаса, встречаются еще во многих аятах и
переводятся в разных формах. А
когда они встречали тех, которые уверовали, то говорили: «Мы
уверовали». А когда они уединялись друг с другом, говорили: «Разве
расскажете (тухаддисууна) вы им о том,
что открыл вам Бог, чтобы они спорили с вами об этом пред Господом?...»
(2:76) В тот день те, которые не
уверовали и ослушались Посланника, пожелают,
чтобы земля поглотила их. Они не смогут утаить от Бога ни одной беседы
(хадиисан).
(4:42) Твой Господь изберет тебя, научит тебя
толковать события
(ахаадиису)
и одарит совершенной милостью тебя и род Якова, подобно тому, как еще
раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Авраама и Исаака.
Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый».
(12:6) Так Мы утвердили Иосифа на земле и научили его
толкованию событий
(ахаадиису). Бог
властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом.
(12:21) Он сказал: «Если ты последуешь за мной, то не
спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю (ухдиса) тебе об этом».
(18:70) Таким
образом Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке и подробно
разъяснили в нем Свои угрозы, может быть они остерегутся или вызовет
(ухдису) у них воспоминание.
(20:113) Когда бы ни приходило к ним новое
(мухдасин) напоминание от их Господа, они выслушивали его,
забавляясь. (21:2) Потом
Мы отправляли одного за другим Наших посланников. Каждый раз, когда к
какому-либо народу приходил посланник, они нарекали его лжецом. Мы
отправляли их одних за другими на погибель и сделали их предметом
сказаний
(ахаадиису). Да сгинут люди отрицающие (истину)!
(23:44) О
те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не
пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления. Если же вас
пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не
усаживайтесь для разговоров (хадиисин).
Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Бог не
стыдится истины... (33:53) Они
сказали: «Господь наш! Удлини расстояния между нашими остановками в
пути». Они поступили несправедливо по отношению к себе. Мы сделали их
предметом сказаний
(ахаадиису) и рассеяли их. Воистину, в этом – знамение для
каждого, кто терпелив и благодарен.
(34:19)
...Кто преступает ограничения Бога, тот
поступает несправедливо по
отношению к себе. Ты не знаешь, что Бог, возможно, после этого устроит
(юхдису) дело. (65:1) Вот
Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она
рассказала
(хадиисан) ее, и Бог открыл это
ему, он дал знать о части этого и утаил
другую часть... (66:3) в тот день она поведает свой рассказ
(тухаддису).
(99:4) Основным доводом
традиции в пользу следования за сунной, выраженной
в хадисах, являетсяопора на аяты,
повествующие о повиновении пророку:
Повинуйтесь Богу,
повинуйтесь Посланнику.. (5:92) В этом
аяте использован глагол в повелительном наклонении во мн.ч.
«атыы,уу», образованное от корня
«та,а», что означает: подчиняться,
повиноваться, слушаться. В Коране Бог использовал это слово в
связи с пророком в 23 аятах, поэтому традиционалисты и
продолжают настаивать на том, что необходимо следовать
хадисам, т.к. это и есть подчинение
Богу: Кто слушается посланника, тот
слушается Бога. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя
их хранителем. (4:80) "Это
– слова благородного
посланника" (Коран
69,40-45) Но для
того, чтобы слушаться пророка, необходимо услышать лично от него как
это делать. Писание содержит более340
аятов с прямой речью пророка Мухаммада.Ведь следование Богу
означает следование пророку, поэтому,
обращаясь к нам, посланник Бога повелевает следовать за ним:
И
это (Коран) - моя дорога прямая. Следуйте же по ней и не следуйте
другими путями, чтобы они не отделили вас от Его (Бога) дороги. Это Он
(Бог) завещал вам, - может быть, вы будете осмотрительны!"
(6:153) Не
вызывает никаких сомнений, что Коран - есть путь, по которому шел
пророк и путь, по которому обязаны идти мы. Однако, традиция
утверждает, что этот путь - сунна пророка,
переданная в хадисах. Но вот что сказал своему
окружению сам Мухаммад по приказу своего Бога:
Скажи: "Я не говорю вам, что у
меня сокровищницы Бога, и не знаю
сокровенного, и не
говорю вам, что я - ангел. Я следую только тому, что дается мне в
откровении ". Скажи: "Разве сравнятся слепой и зрячий?
Разве вы не одумаетесь?"
(6:50)
И если ты не
приведешь им знамения, они говорят: "Если бы ты его выбрал!" Скажи:
"Я
только следую за тем, что ниспосылается в откровении мне от моего
Господа. Это - наглядные знамения от вашего Господа, руководство в
пути и милосердие для людей верующих".
(7:203)
…Я лишь следую тому, что внушается мне в
откровении… (10:15)
Скажи: "Если я заблудился, то заблуждаюсь во
вред самому себе, а если я
иду прямым путем, то оттого, что внушил мне мой Господь.
Поистине, Он - Слышащий, Близкий!"
(34:46-50) …Я лишь следую за тем, что мне внушено; я
- только явный увещеватель"… (46:9) Как
видно из приведенных аятов, пророк следовал только за Писанием Бога. И
что очень важно, посланник ясно сообщил о том, что ему НЕ ИЗВЕСТНО знание сокровенного. Он
руководствовался Кораном, запрещая только то, что было
предписано
в Писании Всевышним:
Скажи: "Приходите, я прочитаю то, что запретил вам ваш
Господь…
(6:151) Не мог Мухаммад читать своим
соплеменникам что-то другое, помимо Корана. Вся логика Корана указывает на единственную миссию
посланника Бога – передачу и донесение Писания
людям. Повинуйтесь Богу, повинуйтесь
Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на
Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения. (5:92)
Если же они отвернутся, то ведь
на тебя возложена только
ясная передача откровения.
(16:82) Скажи:
«Повинуйтесь Богу и повинуйтесь Посланнику». Если вы отвернетесь, то
ведь он отвечает за то, что возложено на него, а вы отвечаете за то,
что возложено на вас. Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым
путем. На Посланника возложена только ясная передача откровения.
(24:54) Если вы сочтете это ложью, то
ведь до вас целые народы считали это ложью, но на Посланника возложена
только
ясная передача откровения.
(29:18) Повинуйтесь Богу и повинуйтесь
Посланнику. Если же вы отвернетесь, то ведь на Нашего Посланника
возложена только
ясная передача откровения.
(64:12) Если мы внимательно прочитаем перечисленные аяты, то увидим,
что суть миссии посланника: ЯСНАЯ ПЕРЕДАЧА, ИЗЛОЖЕНИЕ
(ОТКРОВЕНИЯ, ПОСЛАНИЯ). Мы знаем, что ясным посланием пророка
является Коран. Мухаммад передает
посланиеБога. Поэтому подчинение
посланнику означает только подчинение ПОСЛАНИЮ,
которое он читает людям.
Еще одним доводом традиции в пользу "сунны"
является утверждение, что помимо Писания Мухаммаду было
низведено еще одно откровение - мудрость. В
подтверждение своих слов они приводят следующий аят:
…Бог ниспослал тебе Писание
и мудрость и научил тебя тому, чего ты не
знал. Милость Бога к тебе велика!
(4:113) Если мы внимательно
прочтем Коран, то увидим, что мудрость является
частью Корана и, ни в коем случае, не является отдельным
писанием, книгой или откровением.
Это Мы читаем тебе из знамений и
мудрого
напоминания. (3:58)
Это - то, что внушил тебе Господьиз
мудрости, и не устанавливай вместе с Богом другого
божества, а то будешь ввергнут в геенну порицаемым, презренным!
(17:39) …Это – знамения мудрого Писания.
(10:1) Это - знамения Писания Мудрого.
(31:2) Клянусь мудрым Кораном! (36:2) Он (Коран) находится у Нас в основе Писаний,
вознесен, Мудр!
(43:4) Это (Коран) является совершенной мудростью, но какую пользу приносят
предостережения?! (54:5) Окончательной точкой в той теме ставит
следующий аят: И вспоминайте то, что
читается в ваших домах из знамений Бога и мудрости. Поистине, Бог -
Благой, Ведущий!"
(33:34) Из
контекста видно, что это обращение к женам пророка. Однако, по
источникам из тех же хадисов, в то время у жен пророка не было иных
записей, помимо Корана. Поэтому у них в домах мог читаться
только Коран.
И уж совсем запутанной, становится тема
"мудрости" как "сунны", если мы
будем рассматривать нижеприведенные аяты, имея в виду
"мудрость", как "свод
хадисов":
Или же они завидуют тому, что Бог даровал людям из
Своей милости? Мы уже одарили род Авраама Писанием и
мудростью (хикма) и одарили их великой
властью.(Сура
4-54) Когда Иисус явился с ясными
знамениями, он сказал: "Я пришел к вам с мудростью(хикма)
и
для того, чтобы разъяснить вам часть того, относительно чего вы
расходитесь во мнениях. Бойтесь же Бога и повинуйтесь
мне!"(Сура
43-63) Оправданием законности "сунны" пророка
служат следующие предания из вне-коранических источников:
"Поистине, ниспослан мне Коран и ему подобное"
(«хадис» приводится у Абу Дауда). "Я
оставил вам две вещи, после которых вы не заблудитесь, это Книга Аллаха
и моя Сунна" («хадис» передан аль-Хакимом в ал -
Мустадраке).
Однако Коран однозначно утверждает о недопустимости подобных
заявлений и основанных на них
убеждений: Пусть же они приведут
подобный этому
(Корану) рассказ
(хадиисин), если они говорят правду!
(52:34) Скажи: "Если бы собрались люди и
джинны, чтобы сделать
подобное
этому
Корану,
они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим
помощниками". Мы разъяснили людям в этом Коране всякие притчи, но
большинство людей отвергает все, кроме неверия.
(17:88-89)
В КАКОЙ ЖЕ РАССКАЗ
(ХАДИИСИ) ПОСЛЕ ЭТОГО (КОРАНА) ВЫ
УВЕРУЕТЕ?(77:50) Выполняя свою миссию, пророк Мухаммад столкнулся с
неприятием Писания, с сопротивлением
истине: А когда читаются им Наши аяты
ясно изложенными, ты узнаешь на лицах тех, которые отрицают (истину),
непризнание. Они
готовы напасть на тех, кто читает им Наши аяты. Скажи: "Не
сообщить ли мне вам о худшем, чем это? -
огонь, - обещал его Бог тем, кто
отрицает (истину). И скверно это возвращение!"
(22:72)
В
своем следовании «сунне», шиитским «ахбарам» и «хадисам»
традиционалисты опираются на особое понимание следующих аятов
Корана: Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь
Посланнику..(5:92) Ссылка
|