Газета «Наш Мир»
На острове Хоккайдо и в окрестностях Алматы, расположенных друг от друга на вселенском расстоянии, оказывается много схожего: географическое положение, горный рельеф, частые землетрясения. Те же великолепные сады: символом страны Восходящего Солнца стала цветущая ветка сакуры, в Заилийском крае — ветка яблони.
Школа с шарами
Любопытны и исторические параллели. Сто лет тому назад японские торговые депутаты обосновались на Каркаринской ярмарке, проникали с товаром в город Верный и отдаленные уголки Семиречья. По справочникам конца ХХ столетия в Алма-атинской области проживало шесть японцев, один из них — в столице Советского Казахстана. Цифры уникальные, можно было бы назвать их поименно. Статистика, однако, обходит учет японцев, не по своей воле оказавшихся в Заилийском крае. Скажем, военнопленных, тех, что строили социалистическую Алма-Ату.
Стало известно, что они жили за Головным арыком, в специально выстроенных бараках за улицей Панфилова. Контроль за их передвижением не был строгим, как за пленными немцами. Работали японцы небольшими группами.
Одеты были кое-как, кто в кирзовых сапогах, кто в обмотках, кто в брезентовых тапочках на деревянной подошве.
В зимнее время им выдавали старые полушубки и суконные островерхие шапки, возможно, красноармейские буденовки, но без звезды. Когда японцы благоустраивали алма-атинские скверы, местные пацаны обменивались с ними яблоками или пирожками, меняя их на японские монетки, пуговицы или самодельные игрушки.
Строили пленные японцы практически все крупные объекты столицы: старое здание аэропорта и Дом Турксиба с оригинальными башенками, Дом ученых с магазином «Голубой экран», больше напоминающий хоромы индийского раджи, помпезные дачи работников НКВД-МВД за речкой Алматинкой. Пленные были заняты на лепных и отделочных работах. В ту пору было модно в мраморную крошку добавлять слюду, отчего восточные орнаменты переливались, создавая игру воображения. Японцы относились к порученному делу с большим рвением и подлинным артистизмом. Когда их торопили, японцы дружно выкрикивали: «Не надо пахай, пахай не надо».
В строительстве комплекса зданий Академии наук и Дома ученых японцы также принимали участие. Пленные строили не только послевоенную Алма-Ату, но и довоенную, в 30-х годах. После боев под Халхин-Голом, когда японские войска потерпели поражение, военнопленные оказались в нашем городе. Они принимали участие в строительстве школ, которые росли, словно грибы после дождя, на всех исторических перекрестках. «От старого Верного не останется и следа. На его месте будет социалистический город-сад Алма-Ата — столица Казахстана», — заявляли тогда советские зодчие.
В 1936 году японцы асфальтировали проспект Ленина, — запоминающееся событие для города, в котором улицы в то время больше напоминали проселочные тропы. Под огромным котлом с гудроном, установленным на арбе, запряженной перепуганным верблюдом, разводили костер. Затем под истошные крики «корабля пустыни» японцы доставали из котла размягченный асфальт и разбрасывали его по будущей мостовой. Рядом, на перекрестке с улицей Госпитальной (ныне — Жамбыла), заканчивалось строительство двухэтажной школы, вошедшей в историю города, как «школа с шарами» (школа № 56). Это необычное украшение японцы слепили перед главным входом из дерева, проволоки и цемента. Любопытно также отметить, что перед войной алма-атинские скверы пополнились оригинальными растениями с японских островов. Это были катальпа и гледичия, деревья с характерными длинными коричневыми стручками.
Строили японцы и железнодорожную ветку Чу-Коскудук, проложенную в пустыне. Японские пленные работали на износ, всем им обещали за ударный труд скорый выезд на родину. И кратковременное их пребывание на стройках социализма не осталось бесследным. Память о японцах осталась не только в возведенных объектах: сегодня среди нас живут их потомки — дети.
Трофейные сапоги
Существует трогательная история любви пленного Сабуро к девушке, которую он ласково называл О-Цуру (Русская журавушка). Ее отец только вернулся с Дальнего Востока, где воевал с восточным соседом. В качестве трофея привез отличные офицерские сапоги — алмаатинцы завидовали его обновке. В обеденный перерыв наш герой приходил к его дочери, в подвал лаборатории «Казцветметразведки», который находился в строящемся доме по улице Комсомольской (рядом с «Детским миром»). А строили дом военнопленные. Время перекура они проводили, общаясь с молодыми сотрудницами лаборатории, упражняясь в русском языке, делясь последними новостями, читая друг другу стихи. Там и познакомились пленный Сабуро и его девушка О-Цуру.
Иноземные сапоги отец девушки ставил обычно у порога. Поэтому все, кто заходил в лабораторию, обойти их не могли. Сабуро относился к сапогам с особым почтением. Каждый раз он останавливался и отдавал им воинские почести. Видимо, сапоги принадлежали некогда очень высокому чину японской армии. О-Цуру и ее подружкам этот момент сапогопочитания доставлял самые неожиданные эмоции, и смех, и слезы.
Сабуро часто вспоминал последний бой, тяжелое ранение и унизительную сдачу позиций. И тот первый осенний месяц 1945 года, когда СССР праздновал Победу на Востоке, молодой японский пленник вместе с товарищами, через сибирские концлагеря, все дальше продвигался на запад, пока не оказался в далекой Алма-Ате.
После входа советских войск в Маньчжурию первые составы интернированных в Союз пополнялись за счет арестованных харбинцев, бывших в ответе за белое российское прошлое. Советская контрразведка уничтожала русские кладбища и другие «символы царизма». Были взорваны часовенка на братской могиле российских солдат времен русско-японской войны, кресты и надгробия на могиле генерала Каппеля и его жены. Японцы недоумевали и как могли сохраняли памятники истории и культуры.
Что же касается кладбищ Алма-Аты, не сохранились ни дореволюционные, ни советские могилы. Погосты сравняли с землей под промзоны, железнодорожные станции, парки культуры и отдыха… А современные японцы до сих пор кропотливо разыскивают останки своих предков на нашей земле. Наверно найдут…
По материалам «Очерки истории АлмаАты» |