Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Нужна ли нам вера без Бога?
Газета "Наш Мир"
Газета «Наш Мир»

    Жилище совести

    Требуется ли нам мужество воина, вдохновение художника, тяжкое упорство пахаря, дерзость мысли ученого и незримый повседневный героизм в мелких тленных делах? Где найти источник душевной энергии, дающий возможность любить и созидать радость среди изнуряющей суеты человеческого муравейника? Откуда черпать духовную силу, властно раздвигающую века и пространства, позволяющую заглянуть за грань повседневности и открывающую взору потаенные пружины наших дел? Что поможет узреть в мире изначальную и извечную основу всего существующего, дабы отыскать подлинные пути собственного преображения?

    Бог неопределим никакими рассудочными формулировками и невообразим никакой человеческой фантазией, однако Его бытие не требует доказательств. Бога следует искать в своей душе, в самых потаенных ее глубинах. Любой человек, даже ярый атеист, впервые соприкоснувшись с Ним в своем сердце, никогда не усомнится в Нем. Он воспринимается так, словно только для тебя одного индивидуально существует Некто, Кто самим своим присутствием возвышает душу над перипетиями земной суеты. При этом человек ощущает, что он и Бог едины, что подлинной его жизнью является не существование тела, а жизнь духа в нем. Об этом говорят все религии. Духом человек поднимается к божественной стихии мира и входит в живое соприкосновение с Богом. Тогда возникает вера не как логическое убеждение, а как душевная очевидность, тогда действительность начинает видеться с той высоты, на какую человеческое сознание поднимется верой. И человека не надо агитировать в религию, ибо не религия рождает веру, а вера религию. Для него открывается Абсолютная Истина, безусловное начало жизни, необходимое для высших интересов, для высоких чувств, для вдохновения на творчество, для направления воли и утверждения нравственности, для разума.

    Есть неоспоримая аксиома — в человеке заложено духовное начало. Это есть подтверждение того, что сказано в Библии: Бог, создав человека, «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Человеческая душа жива вечным, нетленным духом, в отличие от смертной души животного. По определению ортодоксального материализма, дух человеческий — это «генетические задатки, предрасположения, привычки, навыки, желанные склонности, надежда, мысли, идеи» («Введение в философию», М., Политиздат, 1989). Но дух — это не задатки и предрасположения, привычки и навыки, склонности и желания, мысли и идеи. Дух — это внутренняя сила человеческой души, сила противостояния злому началу, основа и крепость внутренней свободы человеческой личности и нравственности. Высотой духовности определяется качество жизни. «Дух — это потребность священного, это жилище совести, это источник правосознания, истинного патриотизма и национального достоинства, это радость поющего сердца, как дар молитвы, это главная основа здоровой государственности и великой культуры. Дух — это все сразу» (И. А. Ильин).

    Гармония нашей жизни напрямую зависит от восприятия людьми Бога. В истории нередки случаи, когда волюнтаристски игнорируется подлинная реальность, и она рано или поздно мстит нам за то, что с ней не считаются. Сама жизнь учит, что без постоянного источника духовных сил рушатся великие надежды. Когда люди пренебрегают Истиной, когда не обогащают свое духовное естество, тогда они уничтожают все подлинно ценное, истощают собственное бытие. Тогда жизнь управляется ложью и вместо подлинности устанавливаются декорации, исчезают нравственные законы и все, что угодно, порождается чем угодно. Тогда все смешивается, нет ни гармонии, ни красоты, ни добра, ни зла, тогда брат предает брата, сын — отца. Тогда народ губит себя своими руками, подобно человеку, оплачивая свои грехи. Так было и так может быть.

    Карманный партбилет

    Когда-то марксистские идеи указали путь достижения справедливого общества как конечную цель развития человечества и призвали к неустанному стремлению к нему, отставив на обочину жизни весь религиозный багаж «темного» прошлого. По сути, эта теория заимствовала у религии благородные цели достижения того, что является божественным. В России безбожники получили полную возможность выразить на деле свою жизненную программу строительства будущего. В век культуры и просвещения было странно и смешно говорить о Боге, и люди искренне верили, что социализм и коммунизм призваны реализовать и воплотить высокие душевные порывы лучше, чем это делала религия. Не на духе, не на внутренней силе человеческой природы, а на истинах внешней теории, «внедренных» в разум миллионов, создавалось «светлое будущее», и возник бездушный, убивающий всякое личностное содержание общественный процесс, равнодушный к отдельному человеку. Безбожие, не признающее дух высшим началом человеческой личности, превратило самого человека в механическое средство идеологической машины, пресекло всякое духовное напряжение в обществе. Из жизни исчез здравый смысл: разложился общественный характер, выродилось правосознание, извратилась наука, омертвела совесть.

    «Передовая» идеология обещала человечеству уничтожить мировое зло, пепелище которого явилось бы благодатной почвой для расцвета добра. Источник зла — эксплуатация человека человеком, значит, долой эксплуататоров! Революционный огонь испепелил в душах чувства милосердия и сострадания, выжег местами носителей земного зла, но не уничтожил его извечный источник. После кровавой оргии революции не исчезли проблемы зависти, стремления к власти, жестокости, корысти и всех прочих нравственных недугов, поскольку это проблемы не социальные, а духовные, это вопросы отношения человека к человеку и к Богу. Нравственность — это прерогатива внутреннего мира человека, ее нельзя вынести во внешний мир. Партийную мораль можно основать наличием партбилета в кармане, но чувство внешнего долга не может подменить совесть человеческую. Мораль утверждалась изгнанием из сердец уважения к предкам, освобождением от исторической памяти, воспитанием ненависти на учении о классовой борьбе. Миллионы коммунистов, честных людей, искренне веря в непогрешимость идеи, верили, что догма преобладает над здравым смыслом, посредственность — над талантом, подлость — над честностью и болезненно страдали от конфликта совести с партийными убеждениями.

    Ленин во Христе

    Человека без веры не бывает, общество всегда религиозно. Атеизм — тоже религия, основанная на вере в безбожие, — таков жизненный опыт, полученный школой социализма. Грубой силой «всепобеждающую» теорию «вдолбили» в сознание как догмат, и безбожная вера обрела действенную религиозную силу. Новая религия заимствовала от старой почти все ее атрибуты, произвела лишь подмену понятий и смыслового содержания. Она поставила Маркса на место Моисея, а Ленина на место Христа, превратила его писания в «новое» Евангелие, ограничив им критерии оценок всего происходящего, существовавшего и грядущего, как мерой всех вещей. Она предоставила ее «апостолам» сверхчеловеческие, божественные права, сделала их непогрешимыми и неподсудными, узаконив бесконтрольное владение всем и вся в стране. Были созданы новые семинарии в виде партийных школ разного ранга и своя духовная академия, представленная институтом марксизма-ленинизма. Церковные служения подменились общественными мероприятиями, типа партийной и комсомольской учебы, где укреплялась вера в истинность идей партии и партийного пути, а крестный ход переродился в демонстрацию солидарности партии и народа с портретами вождей вместо икон. Воспитанием в духе отрицания «опиума для народа» социализм создал сообщество людей небывалого типа, как прообраз будущего человечества. Более семидесяти лет мы являлись носителями его идеологии, ценою многочисленных человеческих жертв на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн утвердили его право быть основой человеческого развития. Трудовыми достижениями и величием планов преобразования страны демонстрировали свою правоту перед народами всего земного шара. Ничего не угрожало спокойному существованию и процветанию государства с передовой идеологией, с богатейшими материальными ресурсами, с самыми передовыми научными достижениями, с трудолюбивым талантливейшим народом, но почему-то в мирное время продолжавшееся непрерывно благополучие вдруг исчезло без каких-либо внешних воздействий, рассыпалось подобно прогнившему дереву. На свалке истории оказалось то, что по логике вещей должно было существовать вечно. Величайшая держава, словно мираж, растворилась в воздухе, и вместе с ней ушло в небытие влияние «передовой» идеологии, оставив в умах людей недоумение, а в сердцах скептицизм и растерянность. Строителям коммунизма пришлось в срочном порядке возвращаться на прежнее направление развития общества, на основе когда-то отвергнутой рыночной экономики.

    Призрак Мамоны

    Социализм сошел со сцены, ибо оказался не отражением Вечности на земле, какими являются мировые религии, а лишь одним из преходящих учений, доктриной и не более. Весь абсурд организации социалистического общества проистекал из отрицания Истины — упорного нежелания признать Бога как Творца мира, а если нет Бога — нет понимания подлинной человеческой природы. Человек — существо духовное, значит свободное, творческое, и он не мог примириться с участью винтика идеологической машины, отверг навязанную ему систему опекунства сознания, единообразия мышления и душевных запретов. Подлинное понимание сущности человека — это религиозное понимание. Старый религиозный мир имел смысл, его нельзя было разрушать до основания, ибо вера сотен поколений не была напрасной.

    Божественная Истина восторжествовала над ложью безбожия, но не нашла прибежища в человеческих сердцах. В душах, пробудившихся от долгого периода материализма, затаился зародыш безверия. Под сильным впечатлением этого кошмара на поверхность жизни вышло наиболее примитивное чувство — страх за свое существование. Создался новый фетиш — деньги. Человек, отрекшись от коммунистических убеждений, в слепой погоне за прибытком, словно сор стал выметать из мира справедливость, честность, порядочность, милосердие, будто забыл, что это и есть подлинно человеческое, то самое драгоценное, из чего выковывается жизнь.

    В своей сущности наша действительность представилась в виде различных призраков, и самым важным из них стали деньги. Человек отдал свою свободу свободной охоте за ними, ведь они дают если не могущество, то хотя бы надежду. Работа ради денег для многих стала конечной надеждой, ведь только лень живет без надежды. И страсть к деньгам привела нас к странному состоянию: мы живем обществом, но открыто признаем человеческую разобщенность и изолированность. Наша жизнь проходит не по законам взаимной помощи, а по законам взаимной вражды, называемой красивыми словами, — рыночные отношения и свободная конкуренция. Денежный расчет становится чуть ли ни единственной связью между человеческими существами, а поклонение Мамоне становится единственной религией, но эта религия предельно примитивна и довольно скучна. Для омертвелой души, для которой ад адекватен отсутствию денег, не существуют ни моральных обязательств, ни нравственного доверия, а только то, что подлежит судебному преследованию. С такой душой можно только расплачиваться деньгами, не более того.

    Альфа и Омега

    Современное мировоззрение отнюдь не антирелигиозное, но сегодня понятия Бога и греха представляются многим детской игрушкой. Верят в «какого-то» Бога, как верят в математику и физику, ожидая от веры дивидендов. Такому Богу не жертвуют, от него ждут усладу. Религиозный инстинкт растет вверх, но все сильнее замутняется образ Бога истинного, и божественное в человеке не возрождается, а угасает. Ради Истины никто не хочет жертвовать не только того, что больше всего ценит, но и собственных страстей, и потому жертвуют верой в добро и справедливость, жертвуют священным и возвышенным, жертвуют самим Богом и обоготворяют грубую силу, жестокость, насилие, пошлость, равнодушие к ближнему и человеческую глупость. Истина современного мира сводится к тому, что добродетель и счастье содержатся в богатстве, в своеволии, в не ограниченной нравственностью свободе действий. Кто хочет прожить жизнь «правильно», должен давать полную волю своим желаниям, а не подавлять их. И как бы ни были они необузданны, человек стремится служить им.

    Ученый — тот, кто много знает из книг. Образованный — кто усвоил все знания и приемы. Просветленный — кто осознал подлинный, религиозный смысл своей жизни. Одно из самых прекрасных на свете благ — мудрость, а самая простая мудрость человеческая — быть с Богом. Тем и скверно невежество, что человек ни совершенный, ни прекрасный, ни умный, оказывается, вполне доволен собой. Самое распространенное и самое губительное невежество — быть ниже самого себя, жить животными инстинктами. Мы искренне стремимся к положительному преобразованию жизни, искренне надеемся, что среди людей распространятся добрые нравы и справедливость, с этим связываем все надежды и помыслы, но пока наступила лишь видимость того, что добро разливается мощным потоком. То, что представлялось свободой, оказалось распущенностью, за добрыми посулами раскрывается обыкновенный обман, а справедливость, с присущими ей мягкостью и кротостью, по-прежнему проявляет вялость и слабость. Несообразность содействует разброду умов и пороку, порождает ненависть к добру и любовь к злу как таковым. Не стало вообще ни зла, ни добра, и люди утрачивают желание оценивать поступки как добрые или злые.

    Множество образованных людей верит в силу прогресса как в неотвратимое восходящее движение общества к лучшему, более совершенному состоянию. В основе веры лежит убежденность, что прошлое народа темное, его настоящее ужасное, но невозможно движение назад, к упадку, и тем утверждается истина, что не может не быть светлого будущего, что разум собирательного человечества должен рано или поздно создать рай на земле, когда всем на земле станет лучше. Целые народы и нации полагают, что они движутся по пути разумного совершенствования жизненного процесса, на этом основывают философию и мировоззрения. Но сегодня уже в достаточной мере исчерпана та основа, по которой они ходят. Человечество пришло на край пропасти, к которой его привел прогресс, — возникли глобальные проблемы существования всякой жизни на планете. Естественно стремление быть подальше от опасного рубежа, но люди страшатся шагнуть назад к главному, к вере в Бога. Самоуверенность и самонадеянность отталкивают их от Него, они надеются, что и без Него непреложным образом получат спасение чисто человеческими усилиями. Это очередное заблуждение. Жизнь сама опрокидывает надежды, чтобы подвести к пониманию: то, что непосильно людям, вполне возможно Богу. Однако люди с завидным упорством отказываются от Его помощи и впустую растрачивают свои силы.

    Вся наша действительность, прошлая и настоящая, наводит на мысль об утраченной нами Истине, что в основе жизни должна превалировать не наука, не экономика, а религия. Религия — это не воздвижение храмов, строительство церквей или участие в публичных богослужениях. Религию не найти ни в книгах, ни в словах, ни в лекциях, ни в организациях. Религия есть постижение Высшего, той реальности, что стоит над миром и человечеством, реальности подлинной, а не мнимой, выдуманной. Религия, прежде всего, есть основа жизни с Богом, и нет жизни вне Его. Он есть Альфа и Омега всего, что делается на земле; есть неиссякаемый источник крепости духа, творческого вдохновения, дерзостного трудового порыва, радости бытия.

    Есть простая формула счастья: человек счастлив тогда, когда живет с любовью в сердце. Любовь земная — вещь преходящая, но тот, кто любит Бога, никогда не утратит свежести своих чувств. Для получения счастья достаточно познать Бога, прочувствовать Бога, узреть Бога, заговорить с Богом. Бог дает просимое, если человек верует и любит, если просит для исполнения чистых дел. С Богом он обретает живой духовный опыт, который есть собственное постижение действительности, глубже всякого умственного доказательства, постижение первичное и изначальное, сугубо личное, независимое от внешних наваждений, ибо исходит от Истины.

Афанасий Макушин

Источник:  Наш Мир

Ссылки по теме:
Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 672 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана