Газета «Наш Мир»
Ну вот. С четверга на пятницу мир опять предастся неуёмному празднованию. Китайский Новый год. Наливай и закусывай! Уже с декабря газеты, телепрограммы и дамы, сверяющие жизнь по гороскопам, верящие в гадания на картах Таро, стали готовиться к счастью. Счастье должна была принести им земная крыса Уцзы, которой, якобы, свойственны практичность и разум. Не путать с железной крысой Геньцзы (эта несет волю и обаяние), водной крысой Жэньцзы (несёт расчет и артистизм) и с деревянной крысой Цзяцзы (задор и трудолюбие). Читательницы глянцевых журналов, конечно же, защебетали, засплетничали, закружили друг другу головы приметами: хочешь угодить главному знаку нового года, выбери для себя серые, белые, желтые, горчичные и коричневые оттенки одежды, носи золото, серебро и платину.
На самом деле, китайцы на свой Новый год надевают одежду в красных тонах, красят двери в красный цвет и зажигают фонарики, чтобы отпугнуть злых духов. По их поверьям, как раз на новый год злые духи и ищут, в каком бы доме пристроиться, чтобы весь год прожить в злобствовании и пакостях домочадцам. Вот этих духов и отпугивают шумом петард, фейерверками и ярким красным цветом.
У буддистов свое понимание как устроен мир, у христиан и мусульман — свое. Мы можем вежливо поздравить их с праздником, поприсутствовать, если уж пригласили в гости, даже толерантно повеселиться вместе с ними.
Но мир, далекий от буддистского понимания происходящего, от китайских, японских и тайских традиций, дарит друг другу тонны деревянных и плюшевых собак, свиней и крыс, заваливает открытками с изображением этих зверюшек, скупает фонарики, петарды и прочую юговосточную мишуру. Почему? Хочется праздника. Ответ простой, может быть даже и честный, но неправильный. Потому что он предполагает новый вопрос: а кому хочется? Вам? Точно?
Двадцать лет назад мы и знать не знали о дне Святого Валентина (об этом грядущем «празднике» и католизации постсоветского пространства мы обязательно расскажем в следующий раз). Чтото смутно слышали про хэллоуин, день благодарения или кельтские маршпарады с волынками и выкрашенными в рыжий цвет прическами. Так что же случилось?
Китайские производители петард, лакокрасочники, вываривающие киноварь, склеиватели фонариков – всего лишь мелкие предприниматели по сравнению с западным шоубизнесом. Для того чтобы всучить покупателю электронагревательный прибор или пластмассовую тёрку для овощей бизнес идёт на любые ухищрения. Праздник – лучший катализатор торговли. Товар идёт на «ура!». Устроители шоу, если их попросят, придумают праздник лысых, чтобы продать шапки с помпончиками, а через месяц устроить День обладателей шевелюр для налаживания сбыта расчесок.
Продавцы плюшевых крыс потирают руки – деньги рекой льются от Бангкока до Алматы и от Астаны до Марселя. Христианский, мусульманский, иудейский мир, атеисты, язычники, поклонники культа предков в яростном сумасшествии скупают крыс, абсолютно не задумываясь, что их просто, извиняюсь за выражение, «разводят на деньги». В выигрыше те, кто раскручивает очередной праздник, те, кто торгует праздничной мишурой и, конечно, китайцы. Не потому, что завтра их праздник. А потому, что и для католиков, и для евреев, и для мусульман (мне однажды четки из Мекки привезли китайского производства), праздничные сувениры в большинстве своем делают в Китае.
С праздником, китайцы! Вам и правда есть, что праздновать!
Рустам Арифджанов |