Газета «Наш Мир»
Термин «религия» происходит от латинского глагола ligare, означающего связывать, соединять, возвратная частица re— придает слову обратный, двусторонний характер. Религия, таким образом, есть некая совокупность духовных и интеллектуальных принципов, регулирующих жизненную деятельность индивида. Синонимом термина «религия» является греческое слово «система» — множество взаимосвязанных объектов (принципов), организованных в единое целое и противооставленное среде. Таким образом, религию можно охарактеризовать как Систему жизни человека и общества.
Почему религия/система Ислама видится нам наиболее идеальной для формирования национальной идентичности нашего народа? Существуют несколько аргументов в пользу этого тезиса. Мы приведем четыре основных. Первый аргумент рассматривает источники происхождения названий религий/систем и глубину их значений. Второй аргумент затрагивает природу отношений между Богом, миром и человеком. Третий аргумент обсуждает степень универсальности религиозных доктрин. Так как все аргументы имеют кораническое происхождение, то четвертым аргументом будет сам Коран, точнее его смысловое наполнение.
Аргумент первый: название религии.
Название «Ислам» переводится как подчинение, смирение своей воли Воле Одного Бога. Любой человек, признающий Одного Бога и подчиняющийся Ему считается «мусульманином» — подчинившимся. Религия «Ислама» — подчинения Одному Богу не названа по имени человека или племени спустя много поколений после смерти своего основателя как, например, Христианство, Буддизм, Иудаизм, Конфуцианство, Марксизм, Индуизм и т.д. «Ислам»-смирение перед Волей Творца — есть религия/система жизни дарованная Богом первому человеку Адаму и всем последующим поколениям людей через пророков. Название «ислам»-смирение перед Богом было выбрано Самим Богом. В последнем Послании к людям, в Коране Бог сказал следующее:
Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом (смирением перед Богом) как религией. Но если кто попадает в безвыходное положение, не склоняясь в греху, — то ведь Бог — прощающий, милостивый! — Коран. 5:3
Кто же ищет не Ислама (смирения перед Богом) как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток. — Коран. 3:85
Поэтому, Ислам не претендует на изолированность от других религий и на отличие от предыдущих религий (иудаизма и христианства), но объявляет себя преемником и представителем всех религий адамо-авраамической традиции:
Кто лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Одному Богу, будучи добродеющим, и последовал за общиной Авраама, единобожника? Поистине, Бог взял Авраама другом! — Коран. 4:125
Нигде в Библии (ни в Ветхом, ни в Новом Заветах) мы не находим описаний религии Моисея как «иудаизма», а религии Иисуса Христа как «христианства». Прямо и недвусмысленно в Библии указывается на то, что смирение перед Волей Творца есть истинная религия:
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; — Евангелие от Луки. 11:2
Концепция «ислама» — смирения перед Волей Одного Бога была многократно подтверждена Иисусом в дальнейшем:
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. — Евангелие от Матфея. 7:21
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. — Евангелие от Иоанна. 5:30
Таким образом, Иисус Христос, также как и другие пророки до и после него, учили религии/системе «Ислама»-смирения, подчинения Воле Одного Бога-Творца.
Аргумент второй: Бог и творение.
Так как самоназвание религии/системы «Ислама» переводится как подчинение, смирение перед Волей Одного Бога, то основным смыслом божественного откровения является поклонение или служение Одному Богу, Творцу всего сущего. Квинтэссенцией религии/системы Бога является отказ от служения всем материальным, а значит сотворенным символам, концепциям, философиям. Достоин служения лишь Тот, кто несотворен и поэтому Совершенен.
Основным лейтмотивом Корана является разделение творения и Творца и призыв обратиться к Создателю в мыслях, намерениях и поступках. Любая религия или учение, отклоняющаяся от принципа Единобожия тем самым ориентирует своих последователей на служение материальному принципу в той или иной форме. Принцип абсолютного Единобожия наиболее полно отражен в Коране:
(1). Скажи: «Он — Бог — един, (2). Бог, вечный; (3). не родил и не был рожден, (4). и не был Ему равным ни один!» — Коран. 112-1-4
Помимо Него вы поклоняетесь только именам, которые назвали вы и ваши отцы: Бог не ниспослал с ним никакой власти. Решение принадлежит только Богу. Он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Это — правая вера, но большая часть людей не ведает. — Коран. 12:40
Единобожие, являющееся ядром откровенных религий авраамической традиции (иудаизма и христианства) признается Кораном. Эти религии признаются Богом и не отменены:
Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии (оставившие заблуждение предков), которые уверовали в Одного Бога и в последний день и творили благое, — им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны. — Коран. 2:62
Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены. Коран. 5:69
Любой человек обладает способностями для осознания принципа Единобожия. Единственное, что для этого необходимо это наличие рассудка, здравого смысла, Разума. Современная научная мысль доказала, что Вселенная имела начало и будет иметь конец (теория Большого Взрыва). Это подразумевает остановку всех законов физического бытия. Это также подразумевает наличие внемирового, трансцендентного Творца, независимого от мировых законов. Логическим, рациональным следствием этого будет признание абсолютной единственности Бога. Коран предлагает концепцию Единобожия, соответствующую как науке так и традиционному пониманию этого принципа религиями монотеизма. Поэтому, мы считаем, что «ислам» является идеальным источником для формирования духовности, как основы национального сознания.
Аргумент третий: универсальность «Ислама».
Как было показано выше, в семантике названия «ислам» и в концепции Единобожия, установленного в Коране, содержится универсальное основание для самоопределения человека. Исходя из значения коранического слова «ислам»-смирение, любой человек, признающий наличие у мира и человека Единого Творца и стремящийся к добру может считаться «мусульманином»-смирившимся.
33. Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Богу, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из смирившихся»? 34. Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. 35. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей. — Коран. 41:33-35
30. Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого. — Коран. 30:30
Призыв Корана не делает различий между людьми на основе этнической, языковой, территориальной, конфессиональной, гендерной, культурной особенностях. Он обращен ко всем разумным представителям человеческого рода.
124. Те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи уверувавшими, войдут в Рай, и не будут обижены ни на йоту. 125. Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Богу, будучи творящим добро, и последовал за верой Авраама, исповедуя единобожие? — Коран. 4:124-125
Таким образм, из коранического текста видно, что статусом «мусульманина»-смирившегося может обладать любой человек признающий существовование Бога и творящий добро. |