Газета «Наш Мир» День святого Валентина, ворвавшийся в казахстанский календарь несколько лет назад, бездумно был принят народом на «ура» и быстро стал «своим». Однако, тысячи, если не миллионы наших соотечественников, поздравляя друг друга с этим импортным праздником, даже не подозревают о его происхождении. Кто же он — Валентин, и чем прославился? Справедливо и по праву ли называют этот сомнительный праздник его именем? Пользуясь светскими источниками, восстановим «историю» возникновения самого праздника. По их мнению, она такова. В Риме при императоре Клаудиусе II, запретившем своим солдатам вступать в брак, жил священник Валентин. Якобы Валентин вопреки императорскому указу тайно продолжал венчать влюбленных, за что его посадили в тюрьму. Клаудиус повелел даже казнить священника. А тот, находясь в зак-лючении, время зря не терял, и будто бы писал записки дочери тюремщика, которая ему полюбилась. Перед казнью молодой священник написал девушке прощальную записку с краткой фразой «от Валентина». Получив эту весточку, дочь тюремщика, будучи до сих пор слепой, прозрела. Валентина же казнили, побив камнями и отрубив ему голову за неповиновение. С этих пор люди почитают этот день как праздник влюбленных. Теперь обратимся к религиозному источнику. По словам апостола Иоанна Богослова, нельзя верить всякому духу, но нужно испытывать, от Бога ли он, «потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4,1). Вот и мы попытаемся испытать дух этого праздника, от Бога ли он и для этого обратимся к историческому документу — «Житие святых» Димитрия Ростовского. Сразу заметим, что события, описываемые в книге, происходили в III веке, когда продолжалось гонение на Христианство, начатое еще при императоре Нероне. Государство опасалось, что Христианство, как чуждая религия, гневит его «богов», и они отвернутся от империи. Кроме того, каждый император носил титул Pontificus magnus (верховного жреца), то есть был убежденным язычником. В «Житие святых» мы видим священника Валентина, приведенного на суд, но не за то, что он будто бы венчал воинов, а за исповедание Христианства. Узнаем же, о чем говорили император Клавдий, издавший указ казнить всех христиан, и молодой пресвитер. — Почему ты, живя среди нашего народа, не состоишь в согласии с нами? Я достаточно слышу о вашем христианском учении и удивляюсь, как ты, будучи умным человеком, прельщаешься пустыми сказками вашей веры? — спросил Валентина Клавдий. — Если бы ты знал дар Божий, заключающийся в вере нашей, то с радостью принял бы ее, и ты сам, и народ твой, отверг бы ложных богов и сделанных руками человеческими идолов, и исповедал бы Единого Всемогущего Бога, Творца всего существующего, сотворившего и небо, и землю, и море, и все, что в них, — отвечал Валентин. — Если же есть Единый Бог, то почему ты не изложишь мне всей правды о Нем? — спросил тогда внимательно слушавший император. — О, царь! Послушай меня, и будет спасена душа твоя, расширится царство твое, и исчезнут враги твои, ты всех будешь побеждать, и здесь будешь наслаждаться временным, а в будущей жизни — вечным царством. Сделай только следующее: покайся в пролитой тобою крови святых и уверуй в Единого Бога. Выслушав эти слова, Клавдий предал Валентина одному из главных сановников — Астерию, человеку, известному своим умом, чтоб тот убедил его в том, что вера языческая лучше христианской. Прибыв в дом Астерия, Валентин молился, чтобы Господь обратил к Себе дом тот и дал ему свет после тьмы, и чтобы познал он Бога. — Если твой Бог просвещает всякого человека, — сказал на это Астерий, — то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Гопода Бога твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты повелишь. Валентин попросил привести девочку. Он со слезами помолился, затем положил руку свою на глаза слепой и сказал: «Господи! Просвети рабу Твою, так как Ты — Свет истинный». После этих слов девочка тотчас прозрела. Увидев это, Астерий и жена его упали к ногам святого со словами: «Умоляем тебя, делай с нами, что ты желаешь, чтоб стали мы рабами Божьими и спаслись наши души». Тогда св. Валентин повелел им истребить всех идолов, находящихся в доме, простить долги должникам и после трехдневного поста принять Христианство. Астерий и его жена согласились исполнить все, и святой начал учить их истинам христианской веры. Узнав о произошедшем, император немедленно послал воинов схватить всех, живущих в доме Астерия, и подвергнуть пыткам, чтобы они отреклись от новой веры. Кроме того, он повелел изолировать Валентина и еще некоторых христиан от семейства Астерия, надеясь, что вдали от них новообращенные, и еще не испытанные в вере, скоро отрекутся от нее. Но он ошибся. Святой Астерий принял мученическую смерть вместе со всеми домашними. А Валентин с некоторыми христианами был приведен на суд к Клавдию, где по императорскому приказу его без пощады били палками, а затем отсекли мечом голову. Валентин принял мученическую смерть за веру, а отнюдь не за то, что тайно венчал римских воинов. И будучи в оковах, не писал он любовных писем к слепой дочери тюремщика, а, подобно всем приговоренным к смерти христианам, молил Бога, чтобы Он укрепил его силы во время страшных мучений. «Древняя легенда» о святом Валентине не только оскорбляет его память, она оскорбляет память всех мучеников, принявших смерть за христианскую веру, оскорбляет Церковь, оскорбляет христиан, живущих сегодня. Откуда же пришел к нам этот нехристианский праздник, оскорбительно названный Днем святого Валентина? Оказывается, он пришел не с христианского Востока и не с католического Запада, но вышел из грубого язычества. История праздника дня Святого Валентина берет своё начало с луперкалий древнего Рима. Луперкалий — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля. Этот праздник был посвящен Фавну — языческому богу полей, лесов, пастбищ и животных. В этот день жрецы-луперки приносили в жертву Фавну животных. Считалось, что именно в этот день каждая птица выбирает себе пару. Луперкалий был и праздником влюбленных, которому покровительствовали богини Юнона и Фауна. Чтоб сохранить праздник луперкалий, на него был наложен некий христианский «налет», но истинное Христианство не приняло это «охристианизированное» язычество, и Вселенская Церковь чтит память святого мученика Валентина-пресвитера не 14 февраля, а 6 июля. «Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что этот «святой» сомнительного исторического и церковного происхождения является примером мужской ипостаси древнегреческой языческой традиции», — утверждает на страницах популярной греческой газеты «Катимерини» священник Георгиос Металлинос. Он указывает, что празднование дня св. Валентина, «сфабрикованного святого», вероятно, специально поощряется с недавнего времени в интересах «коммерциализации человеческих эмоций». «Нас беспокоит неразборчивое усвоение практики и традиций, которые чужды христианской духовности. Можно было бы понять, если бы импортируемые обычаи были красивы и моральны. Но день святого Валентина лишает нас дара речи. Этот праздник влюбленных побуждает молодежь не к христианской любви, а к всеобщему разврату» — заявил иерарх Румынской православной Церкви архиепископ Алба-Юлий Андрей. И, действительно, ближе к 14 февраля весь западный мир, — а вслед за ним и многие казахстанцы, в особенности падкая на все «импортное» молодежь, впадают в состояние, близкое к безумию. Крикливые афиши ночных клубов и дискотек зазывают юнцов на «праздник святого Валентина», а, по сути, на праздник вседозволенности и сексуальной распущенности. Да что — клубы. В школах девицы в коротких юбчонках и убеленные сединами педагоги ходят с одинаковыми кокетливыми «сердечками» — именными значками: Наташа, Света, Надежда Петровна, Мадина... Телеэкран — о нем и говорить не приходится. Телезрителям не то что внушают — настойчиво вдалбливают в голову: только так, и никак иначе, празднуется этот день! Подарки — «валентинки» — это еще ладно. Но похотливые объятия, прилюдные поцелуи, откровенные непристойности — все это так и льется грязным потоком прямо в неискушенные души. И уж, конечно, на фоне всеобщего разгула блудных страстей несведущему человеку видится вполне определенный образ, весьма далекий от православного канона. Эдакий «свой в доску, любвеобильный весельчак»... И это — святой Валентин?! А все начинается с того, что наши дети (да и многие из нас) живут в этом греховном мире без какой-либо прививки от зла. Преклоняясь перед всем «западным» (или — всем «восточным», что тоже не лучше...), впитывают, как губка, чуждые нравы и бесстыдные обычаи. По сути — поклоняются чуждым богам. |