Газета «Наш Мир» Алжир возвращает России 15 "МиГов", переданных алжирцам в 2006-2007 годах, пишет в понедельник газета "Коммерсант", отмечая, что подобное происходит впервые в истории военного сотрудничества РФ. Как сказал изданию источник в ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), на минувшей неделе Федеральная служба по ВТС, "Рособоронэкспорт", корпорация МиГ и ВВС Алжира подписали официальное соглашение о возврате "МиГов". В Минпромэнерго газете подтвердили, что знают "о достигнутом с Алжиром соглашении по "МиГам". РИА Новости пока не удалось получить официальные комментарии российской стороны по поводу ситуации с алжирским контрактом. По данным газеты, самолеты будут возвращены в течение ближайших месяцев. Правда, как утверждает источник "Коммерсанта" в ОАК, пока речь не идет о полном расторжении контракта. По его словам, Алжиру взамен предложены более современные МиГ-29М2 или МиГ-35 либо неавиационная техника. Стоимость одного МиГ-29М2 или МиГ-35 соответственно на 5-10 миллионов долларов выше, чем МиГ-29СМТ. Источник газеты в авиационной промышленности добавляет, что может быть увеличена партия самолетов Су-30МКИ(А), поставляемая Алжиру (в марте 2006 года был подписан контракт на поставку 28 истребителей Су-30МКИ(А), в 2007 году были переданы первые три машины). Возвращенные же Алжиром "МиГи" могут быть проданы Минобороны РФ или третьей стране. Хотя, по словам источника газеты, не исключено, что после "доработки" Алжир все-таки примет забракованные 15 "МиГов". "Пока не определено, каким образом Алжир компенсирует авансы и неустойку по контракту, тем более что в контракте учитывалось и погашение внешнего долга Алжира", - источник. Контракт стоимостью 1,286 миллиарда долларов на поставку 28 одноместных МиГ-29СМТ и шести двухместных истребителей МиГ-29УБ "Рособоронэкспорт" подписал в марте 2006 года. Этот контракт был заключен в рамках пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству с Алжиром на общую сумму около 8 миллиардов долларов. По мере выполнения этого портфеля заказов Россия обязалась списать внешний долг Алжира бывшему СССР (около 4,7 миллиарда долларов). Впервые в практике корпорации МиГ поставка проходила по схеме trade-in: предполагалось, что по мере пополнения парка алжирских ВВС новыми МиГ-29СМТ/УБ старые машины этой марки (36 единиц), закупленные Алжиром в 1990-х годах в Белоруссии и на Украине, поступят в распоряжение корпорации МиГ. Поставки самолетов должны были осуществляться с марта 2007 по февраль 2008 года. Но с мая 2007 года Алжир прекратил приемку машин, потребовав возврата первых 15 "МиГов" в Россию, пишет "Коммерсант". Алжир указывал на наличие бывших в употреблении или низкого качества отдельных узлов и деталей в составе самолетов, поясняет издание. При этом российская сторона уже успела получить авансовые платежи по контракту на 250 миллионов долларов. Кроме того, с октября 2007 года Алжир прекратил выплаты по остальным военным контрактам на 423 миллионов долларов, жестко увязав это с возвратом "МиГов". В итоге, по данным Минфина России, на 1 февраля 2008 года общая сумма полученных от алжирцев "военных платежей", которые были зафиксированы по специальному счету погашения долга, составила всего 1,83 миллиарда долларов, отмечает газета. Российская сторона долгое время настаивала на необоснованности замечаний. "Корпуса самолетов были произведены в 1990-е годы, но это было обговорено в контракте, а вся начинка, все оборудование было новым", - утверждает источник "Коммерсанта" в корпорации МиГ. По его словам, представители "Рособоронэкспорта" потребовали от алжирской стороны объяснений, на основании чего контракт может быть расторгнут. "Представители Алжира подписали акт приемки в России и в Алжире, затем начали эксплуатацию этих "МиГов" и только после этого выставили свои претензии", - утверждают в корпорации. Эксперты связывают претензии с ситуацией в самом Алжире, а также с активизацией Франции, продвигающей в этот регион свои истребители Rafale. Поставки истребителей МиГ-29 стали разменной картой в алжирской внутриполитической борьбе: президент Абдельазиз Бутефлика намерен выдвинуться на третий срок, а соперничающий клан, в который входят влиятельные силовики, использует кризис вокруг МиГ-29 для того, чтобы ослабить позиции лояльного президенту начальника генштаба Салаха Ахмеда Гаида. Кроме того, как отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, "российский прорыв в Алжир в 2006 году спровоцировал мощнейшее противодействие Франции, особенно усилившееся после прихода к власти президента Саркози". |