Газета «Наш Мир»
В Пакистане вчера были объявлены предварительные итоги состоявшихся в понедельник всеобщих выборов. Они принесли сокрушительное поражение правящей партии, поддерживающей президента Мушаррафа, и его политическое выживание оказалось под вопросом. Победившая на выборах оппозиция заявила о готовности сформировать коалицию, способную объявить президенту импичмент.
Как и предсказывал «Ъ» (см. номер от 19 февраля), выборы в нижнюю палату пакистанского парламента – национальную ассамблею – принесли убедительную победу Пакистанской народной партии покойной Беназир Бхутто и Мусульманской лиге (Н) экс-премьера Наваза Шарифа (вместе эти партии завоевали 153 места, то есть более половины в 272-местном парламенте). В то же время пропрезидентская Мусульманская лига Пакистана (К), имеющая большинство в нынешнем парламенте, финишировала третьей (у нее 38 мест). Поражение партии власти оказалось еще более унизительным в связи с тем, что все ее ключевые фигуры, включая руководство национальной ассамблеи и членов правительства премьера Шауката Азиза, проиграли в своих округах. Вчера представители высшего руководства стали предметом насмешек ведущих пакистанских СМИ, вышедших с первополосными заголовками типа «Вся королевская рать – на выход» и «Тяжеловесы оказались в нокауте».
В ночь с понедельника на вторник улицы Исламабада, Лахора, Карачи, Равалпинди и других пакистанских городов заполнили толпы возбужденных сторонников оппозиции, размахивавших партийными знаменами и выкрикивавших «Победа!» и «Да здравствует демократия!». В то же время в штабе Мусульманской лиги (К) царило уныние. «Мы будем рады принять вердикт народа. Ранее мы уже сидели на скамейке оппозиции и можем снова на ней посидеть», – заявил президент правящей партии, уходящий в отставку главный министр провинции Пенджаб Первез Элахи. Пытаясь продемонстрировать способность держать удар, господин Элахи дал понять, что при любом повороте событий вынужденная уйти в оппозицию партия власти останется верна президенту Мушаррафу, которого в конце прошлого года она переизбрала на очередной пятилетний срок.
Важным итогом состоявшихся выборов стало то, что они прошли относительно спокойно после резкого всплеска терактов и насилия, наблюдавшегося непосредственно перед выборами. Вчера пакистанская фондовая биржа отреагировала на мирный характер состоявшихся выборов ростом котировок акций, которые поднялись в цене более чем на 2%. Еще одним принципиальным моментом стало то, что опасения по поводу широкомасштабных фальсификаций, которые высказывались накануне выборов руководством оппозиции, судя по всему, не оправдались. Итоги голосования примерно отражают данные опросов общественного мнения, проведенных накануне выборов. Нормализации обстановки способствовало и примирительное заявление президента Мушаррафа, сообщившего о готовности работать с любым правительством. «Какая бы партия ни одержала победу, кто бы ни стал премьером и ни занял важнейшие министерские посты, адресую им свои поздравления. Как президент, предлагаю им полное сотрудничество», – заявил Первез Мушарраф, выступая по национальному телевидению.
По мнению наблюдателей, после того, как Пакистан сделал решающий шаг в сторону демократии, главная интрига будет сводиться к вопросу о том, какая судьба ждет президента Мушаррафа, пришедшего к власти в результате военного переворота 1999 года. В случае объединения оппозиции удастся получить заветное парламентское большинство в две трети голосов, что открывает путь к процедуре импичмента. Вчера Партия пакистанского народа объявила о намерении сформировать коалиционное правительство без участия Мусульманской лиги (К). «Наша партия не заинтересована в тех, кто был составной частью бывшего правительства», – заявил лидер партии Асиф Али Зардари, выразив готовность вступить в переговоры с Мусульманской лигой (Н) Наваза Шарифа.
В то же время президент Мушарраф сделал ответный ход, предупредив победителей выборов, что уходить в отставку не собирается. Это означает, что после краткой передышки Пакистан, возможно, ждет новый драматичный поворот в борьбе за власть.
Сергей Строкань
Институт религии и политики |