Президентские выборы в России, намеченные на 2 марта, привлекают активное внимание зарубежной прессы. Несмотря на предопределенный исход голосования, аналитики признают: после выборов, в период двоевластия Владимира Путина и Дмитрия Медведева, будет решаться дальнейшая судьба страны. Останется ли преемник "комнатной собачкой" Путина? Как будет меняться политический курс страны? А отношения с "силовиками"? Западные газеты предлагают различные прогнозы.
Никто так не рассчитывает на решительную победу Дмитрия Медведева, как уходящий в отставку президент, Владимир Путин, пишет The Daily Telegraph. Нынешний глава государства считает, что нашел идеальный способ сохранить власть. Официально заняв менее высокий пост премьер-министра, Путин продолжит управлять страной из-за кулис. Но это в теории, отмечает газета. Некоторые аналитики не советуют недооценивать стремление преемника к самостоятельности.
Пускай западные дипломаты презрительно зовут Медведева "комнатной собачкой" Путина, на его счету есть ряд собственных крупных достижений. Именно он превратил безнадежно больную компанию "Газпром" в один из крупнейших промышленных концернов в мире, рассказывает газета. Несомненно, способностей для работы президентом у Медведева хватает, признает автор статьи Кон Кохлин. Вопрос в том, обладает ли Медведев личными качествами и сильным характером, необходимыми для руководства такой обширной и проблемной страной. Сможет ли он удержать под контролем своего высокомерного премьер-министра? Нельзя исключать, что после воскресных выборов Медведев удивит нас всех, предупреждает журналист.
Пока что россияне воспринимают Медведева с иронией и называют его "плюшевым мишкой", утверждает Sueddeutsche Zeitung, но вскоре ситуация способна измениться. Какими станут "уникальные" отношения Путина с Медведевым после выборов? В поисках ответа эксперты проводят параллели даже с XVII веком, когда царем являлся Михаил Романов, но на деле правил его отец – Филарет. "Более современных примеров не существует", – разводит руками политолог Алексей Макаркин.
Анализируя полномочия российского президента и премьера, газета приходит к выводу, что ситуация сложилась неопределенная: формально пост Медведева гораздо более значим, но Путин четко показал, что не уступит лидерства. Судя по всему, решить вопрос о соотношении власти планируется в неформальной обстановке. Вот только что произойдет, если Медведев откроет силу настоящих законов? Выдержит ли такое мужская дружба? Восемь лет назад в подобной ситуации был сам Путин, который не имел никаких заслуг и считался послушным ставленником Ельцина, напоминает издание.
С приходом Медведева в Кремле обоснуется новое поколение реформаторов и страна двинется вперед "в темпе рока", бодро предрекает итальянская Panorama. Кремль меняет и царя, и стиль, пишет Пино Буонджорно. Экс-сотрудник КГБ Путин всегда относился к политике как к одной из "спецопераций", а юрист Дмитрий Медведев уважает законы и правовое государство, полагает он. И пускай сейчас Путин не покинет сцену, через два-три года Россия пойдет новым курсом.
Итак, меньше угроз, больше улыбок, меньше патриотизма старых времен и больше либеральных реформ, резюмирует обозреватель Panorama. Но сбудутся ли эти надежды? Самое серьезное испытание будет проходить в период двоевластия, на радость новым кремленологам. Власть в Москве всегда была сосредоточена в одних руках, а теперь ей грозит разделение между Кремлем и Белым домом. И столкновение нового Кремля со старыми кланами кажется неизбежным.
Немало вопросов вызывает у западной прессы и организация предвыборной кампании. "У русских выборы или что?" – недоумевает испанская El Pais. Все идет так, как будто голосование уже состоялось. Но даже при заранее предсказуемом результате Кремль не посчитал нужным соблюдать политическую пристойность – ни одного реального оппозиционера к выборам не допустили. С одобрения большинства соотечественников Путину удалось подготовить выборы, на которых не будет выполнена элементарная цель голосования: передача власти от одного человека к другому. Состоится передача поста президента, но не присущих ему полномочий, поясняет газета. Результатом такого презрения к мнению народа, по мнению El Pais, стали конформизм и политическая апатия, преобладающие сегодня в стране.
Отсюда и главная проблема, которую решают власти, – добиться явки, сообщает The Financial Times. В регионах население завлекают на избирательные участи, обещая призы и угощение – для этого кое-где празднование масленицы перенесли на день вперед. Однако наряду с пряником используется и кнут: государственных служащих, студентов и даже сотрудников магазинов заставляют брать открепительные удостоверения и голосовать под присмотром начальства по месту работы или учебы. Местные губернаторы отчаянно пытаются произвести на Медведева впечатление, объясняет корреспондент Нил Бакли.
Российские выборы – это фарс, но смеяться не над чем, утверждает в редакционной статье The Independent. Странно было бы веселиться, когда европейские наблюдатели отказались ехать в Россию в связи с введенными ограничениями, а власти чинят препятствия оппозиционерам, диссидентам, правозащитникам и независимым журналистам, настаивает газета. Большинство российских граждан, вроде бы, довольны преемственностью режима, но если избиратели согласны с происходящим, то непонятно, зачем столь строгие меры в отношение противников власти. Похоже, российское руководство не чувствует себя в безопасности.
The Independent предлагает Европе использовать эту неуверенность и оказать давление на Россию. Медведев jсознает, что стране необходимы значительные инвестиции из-за рубежа и доступ к европейским рынкам. Видит будущий глава государства и кризисные явления в российском обществе и в российской экономике. В этих условиях Европе (чья экономика превосходит российскую в 15 раз) достаточно занять единую позицию в отношении Москвы, и тогда и новому президенту, и его покровителю волей-неволей придется активнее следить за соблюдением прав и свобод человека, а также уважать суверенитет соседних стран, говорится в редакционной статье.