Газета «Наш Мир» ЕЖЕДНЕВНАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА "РБК daily" Внимание западной прессы на этой неделе оказалось приковано к событиям внутри Турции. На днях стало известно, что Университет Анкары при личной поддержке премьер-министра страны Реджепа Тайипа Эрдогана завершает масштабную реформу по пересмотру некоторых положений в исламе в сторону «более либеральных», то есть адаптированных к современным требованиям и изменившимся моральным установкам. Как считают идейные вдохновители реформы, реинтерпретация хадисов (сборника изречений и рассказов о жизни и пророчестве Мухамеда) в конце концов окончательно развеет западные представления об исламе как о жесткой религиозной системе, узурпирующей права и свободы человека, и подготовит Турцию к окончательному вступлению в Евросоюз. Реинтерпретации будут подвергнуты наиболее жесткие трактовки положений в исламе, которые содержатся в сборниках хадисов. По итогам кропотливой работы, над которой трудятся виднейшие турецкие религиозные деятели при поддержке Высшего совета по делам религии (Диянет), в течение нескольких следующих лет будет издан пятитомный сборник современных трактовок положений в исламе. Как отмечают наблюдатели, в первую очередь реинтерпретация хадисов коснется тех моментов, которые кажутся европейцам наиболее жестокими и несправедливыми в отношении женщин в мусульманских обществах. Так, например, в рамках текущей модернизации в Турции уже идет подготовка 450 женщин-специалистов в области мусульманского права, которые смогут давать самостоятельные трактовки религиозных положений. Для мусульманского мира это действительно беспрецедентный шаг. Сторонники идеи новой турецкой версии модернизации ислама отмечают, что эти меры приведут к тому, что в стране со временем возникнет адаптированный к европейским ценностям ислам, который позволит Турции начать более тесную интеграцию с западным миром. Не секрет, что Анкара всеми силами стремится вступить в Евросоюз. Несмотря на то что многие эксперты и даже сами турецкие элиты по умолчанию признают, что мусульманская Турция никогда не сможет стать членом этого «христианского клуба», правительство Абдуллаха Гюля и Реджипа Тайипа Эрдогана не может отказаться от данных несколько лет назад турецкому обществу обещаний быть ближе к Западу. «Если этот процесс остановится, произойдет крах всей турецкой политической системы», – отметил в беседе с РБК daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. «Никто пока не собирается брать Турцию в Евросоюз, однако власти данные ими обещания соблюдают. Нынешнее правительство пришло к власти фактически на условиях того, что его «исламизм» будет очень мягким и кардинальных изменений на этой почве не будет», – добавил эксперт-востоковед Международного Евразийского движения Евгений Бахревский. Не является секретом и то, что Запад по-прежнему испытывает страх в отношении ислама, опасаясь того, что мигранты-мусульмане привнесут в Европу свои агрессивные порядки. И если другим мусульманским странам по сути нечего предъявить в доказательство того, что это не так (многие лидеры исламских стран ограничиваются тем, что заменяют слово «агрессия» на выражения «необходимый порядок» или «религиозная необходимость», чем еще больше пугают европейцев), то у Турции в этом смысле может оказаться существенное преимущество. «Мы хотим продемонстрировать положительную сторону ислама, который защищает честь человека, его права, правосудие, этику, права женщин и уважение друг к другу», – сказал вице-президент Диянета Мехмет Гормез. Кстати, в конце этой недели президент Турции Гюль одобрил еще один «демократичный» проект, который наверняка понравится Западу – о возвращении христианским и еврейским организациям зданий, который были конфискованы правительством в 1970-х годах. А несколькими днями ранее наконец был отменен запрет на ношение женщинами хиджаба в университетах и библиотеках, после чего многие говорили о том, что в Турции победил не «исламизм», а либеральный принцип свободы выбора человека. Вместе с тем идейные лидеры модернизации ислама в Турции говорят о том, что им бы не хотелось, чтобы этот шаг был воспринят как попытка сделать ислам «более привлекательным для Запада». Цель реформы – прежде всего внутренняя, а не внешняя, настаивают они. «Мы хотим, чтобы основные послания пророка Мухамеда людям были представлены на том языке, который они могут понять», – сказал один из сотрудников Университета Анкары. Однако, по словам экспертов, главная цель модернизации турецкого ислама лежит несколько глубже. Как считает г-н Собянин, происходящие в Турции события нельзя путать с тем, что многие исследователи называют сегодня «евроисламом». Если последний пытается свети целостный политико-религиозный комплекс ислама к бытовой практике среди мусульман, проживающих в светской Европе, то турецкий вариант модернизации ислама направлен прежде всего на то, чтобы сохранить эту целостность, то есть сохранить ислам как таковой. Ведь эта религия существует в очень тесной связке с областью политики и социальных отношений. В этом смысле позиция турецких властей выглядит настолько же фундаменталистской и реформаторской, насколько фундаменталистско-реформаторскими считаются идеи одного их идейных вдохновителей исламской революции в Иране Али Шариати. Их главная цель – в том, чтобы ислам перестал быть тормозом развития, а стал эффективным инструментом развития, которое жизненно необходимо мусульманским государствам для того, чтобы окончательно не попасть в зависимость от Запада. Впрочем, опасаться того, что «фундаментальное реформаторство» турецких властей обернется иранским опытом, не стоит. У турков есть очень сильный иммунитет против этого, он заключается в жестком контроле светского аппарата над духовной жизнью турков. Духовные лидеры Турции, в отличие от Ирана, никогда не конфликтовали с государством. Благодаря этой своей уникальности Турция может стать одной из немногих стран мусульманского мира, где ислам обретет форму прогрессивной религии. И именно эта форма должна стать приоритетной для страны, а вовсе не стремление «понравиться Западу». «В смысле бытовой экономики ислам очень сильно отличается от других мировых религий – он не слишком приспособлен для высокой индустрии. Не вступая в противоречия с Кораном и хадисами, необходимо найти ответы на те вызовы, с которыми современный ислам пока плохо справляется – это развитие ВПК, хай-тек, жизнь с немусульманами в немусульманских странах», – сказал Александр Собянин. В итоге процесс «модернизации ислама», инициированный в Анкаре, может перенацелиться совсем на другие приоритеты – вместо того чтобы вступать в Евросоюз, Турция может начать себя ему противопоставлять. Более того, при правильно понятых турецким правительством задачах модернизации ислама, эти меры могут привести к тому, что в мусульманском мире скоро появится еще один мощный идеологический полюс в виде Турции. Только в отличие от Ирана или Саудовской Аравии, население которых рискует вскоре окончательно «перегреться» от жестких религиозных догматов, турецкий полюс в исламском мире может стать гораздо более устойчивым. ИРИНА ЦАРЕГОРОДЦЕВА |