Газета «Наш Мир»
Став президентом, Дмитрий Медведев, избранный и помазанный на царство Путиным, в международных отношениях будет, без всякого сомнения, придерживаться курса своего предшественника
В конце концов, новый президент является протеже Путина с самого начала своей карьеры в аппарате мэра Санкт-Петербурга, и Путин сможет без труда управлять политикой Кремля, будучи серым кардиналом в должности премьер-министра. Стратегические интересы России в исламском мире все чаще сталкиваются с интересами США и Евросоюза. В путинской России, в отличие от послевоенных Германии, Японии, Южной Кореи и Тайваня, экономическое возрождение связано не с идеологическим разоружением, а с авторитарной политикой и бескомпромиссным стилем ведения дипломатии.
Сейчас странно вспомнить, что во время первого срока Путина имело место дипломатическое сближение России и США. Соглашения по сокращению баллистических ракет, разрешение самолетам американских и натовских ВВС пересекать российское воздушное пространство во время бомбардировок "Талибана", молчаливое согласие Кремля на создание баз Пентагона в бывших советских среднеазиатских сатрапиях, даже сотрудничество ЦРУ и ФСБ (нынешняя аббревиатура для обозначения легендарного КГБ) во время вторжения в Афганистан и добровольный отказ от радиоэлектронного перехвата и от баз ВМС на Кубе и во Вьетнаме – все это выглядело как преддверие новой страницы в американо-российских отношениях. Тем не менее, эти отношения вскоре скатились к уровню советской эпохи.
Основная цель Путина после выборов 2003 года состояла в том, чтобы утвердить верховенство Кремля в политическом процессе и завладеть баснословными нефтегазовыми ресурсами, которые столь бесстыдно были захвачены финансистами-миллиардерами при Ельцине. Арест, суд и сибирская ссылка Михаила Ходорковского и подстроенное банкротство его нефтяной империи ЮКОС стали символами "новой России" при Путине. Кремль, Дума, чиновничий аппарат, судебный корпус, армия, спецслужбы и колоссальные государственные предприятия вроде "Газпрома" и "Роснефти" вскоре оказались под диктатом администрации Владимира Путина. Ее концепция "суверенной демократии" позволила сконцентрировать в Кремле столько власти, сколько Кремль не имел со времен Политбюро при Брежневе и Андропове.
Кроме того, с 2004 года новая Россия Путина отошла от идей либерализма и рыночной демократии и в международных отношениях тоже. Путин назвал падение СССР крупнейшей геополитической катастрофой XX века. В Совбезе ООН Россия выступила против введения санкций в отношении Ирана, которые были призваны остановить ведущиеся в этой стране работы по обогащению урана. С аятоллой в Куме Россия подписала договоры на строительство АЭС и поставку ракетных установок ПВО, истребителей и танков. Этим ознаменовался коренной поворот в ее политике, поскольку в 1995 году по просьбе из Вашингтона Ельцин прекратил поставки вооружений Тегерану. Тем более что продавать оружие Ирану Россию заставляет не экономическая необходимость: Кремль, десять лет назад, после ельцинского дефолта ходивший в банкротах, сегодня может похвастаться резервами в 400 млрд долларов в золоте и твердой валюте.
Затем Россия недолго думая при помощи своих нефтегазовых запасов начала выкручивать руки Украине и Грузии. Резкие возражения со стороны Москвы вызвало и намерение США разместить десять ракет-перехватчиков в Польше и (радар в) Чехии – и это при том, что ее стратегический ядерный арсенал включает в себя тысячи боеголовок, оснащенных межконтинентальными баллистическими ракетами подлодок и дальних бомбардировщиков. Путин даже сравнил американские ракеты-перехватчики с советскими ракетами на Кубе и пригрозил перенаправить российские ракеты "на новые цели" в Восточной Европе.
Нынешний сербский кризис войдет в учебники истории как пример нового охлаждения отношений России и Америки. В 1999 году, когда Североатлантический альянс начал бомбардировки Белграда, Ельцин встал на сторону Запада и призывал президента Милошевича вывести сербские войска из Косово. Теперь же официальная Москва поддержала сербских ястребов и даже проявила "понимание" в связи с нападениями на посольства западных стран в Белграде. Прецедент с признанием независимости Косово может спровоцировать Москву на требование отделения от Грузии пользующихся ее покровительством Южной Осетии и Абхазии. Как в 2000 году чеченская война, в 2008 одной из внутриполитических проблем России могут стать отношения с Грузией.
Посредством продаж военного оборудования и заключения договоров на добычу нефти и газа Россия пытается восстановить свое влияние на ближневосточные государства, которые зависели от нее в советскую эпоху, например Алжир, Сирию и Ирак. С одобрения России Тегеран бросил вызов Вашингтону и ООН. Россия поддерживает претензии Ирана на роль региональной сверхдержавы, противовеса США в исламском мире, которую он играл в последний раз во время войны Судного дня в октябре 1973 года. Все это повышает связанные с конфронтацией риски. Фактически удар американо-израильских сил по иранским ядерным объектам и блокада Ормузского пролива привели бы к перебоям в танкерных поставках нефти в районе Персидского залива и ажиотажному спросу. Разумеется, Россия получила бы грандиозную выгоду не только от нефтяной паники в Персидском заливе, но и от антиамериканской истерии, поднявшейся от Марокко до Пакистана.
История мусульманства в России насчитывает более тысячи лет, начало ее восходит к татарским поселениями по Волге. В Российской Федерации проживает более 20 млн мусульман – в пропорциональном отношении это больше, чем в любом другом европейском государстве, кроме Боснии и Герцеговины и Косово. В войнах с чеченцами, которые вели еще цари из династии Романовых, сражались Толстой и Лермонтов. Женатый на одной из великих княгинь убийца Распутина князь Юсупов был татарского происхождения. На первые стихотворения Пушкина вдохновили Крымские ханства. Каноническая достопримечательность Москвы – храм Василия Блаженного на Красной площади – был выстроен в ознаменование взятия царем Иваном (Грозным!) Самарканда, Бухары, Хивы и Ташкента, вследствие чего развернулась знаменитая "большая игра" викторианской эпохи в Афганистане. По примеру Романовых и последовавших за ними советских лидеров Путин будет вести историческую "большую игру" Кремля в мусульманском мире по-крупному.
Религия и СМИ |