Газета «Наш Мир»
В 1222 году во время путешествия из Китая в Самарканд, в лагерь великого Чингисхана, даосский монах Чан-Чуна сделал запись в своем дневнике: «На дороге попалось нам каменное городище: камни совершенно красного цвета, есть следы древнего военного становища. На западе есть большие насыпи могильные, расположенные как звезды в созвездии Медведицы». Это Акыртас, одно из самых загадочных мест в Центральной Азии, которое находится в 40 километрах от современного Тараза. Древний же город Тараз и сегодня остается погребен землей и увековечен сверху базарными ларьками. Эти места сегодня притягивают к себе внимание не только археологов, но и псевдоученых, которые пытаются найти здесь «центр мира».
Загадки Акыртаса
Недалеко от областного центра Жамбылской области, рядом с железнодорожной станцией Ак-Чулак, находятся руины грандиозного сооружения Акыртас. В 1940 году сотрудник Академии наук Казахстана Г. Пацевич обследовал это место.
«Следует отметить, — писал он в своих научных записках, — что до настоящего времени такого типа сооружение, как по грандиозности его, так и по оригинальности плана, а также использованию при строительстве крупных каменных блоков на территории Средней Азии и Казахстана пока обнаружено не было». Он профессионально выполнил обмер и составил план сооружения, где Акыртас представляет строго ориентированный по сторонам света прямоугольник со сторонами 205 и 185 метров. Занимает площадь в четыре гектара. Толщина внешних стен — четыре-пять метров, имеет по северной стороне один, по южной — три входа. Внутри сооружения — 28 оснований колонн размером пять на пять метров.
Для строительства Акыртаса много веков назад, вопреки здравому смыслу, было выбрано место, малопригодное для жизни. На расстоянии сотен метров – ни капли воды. Поэтому древние строители вынуждены были проложить глиняный водопровод длиной три километра, а общая длина сети водопроводных линий составила девять километров. Это стоило огромных денег и усилий. Уникальное каменное сооружение Акыртаса сложено из массивных блоков красного песчаника, вес которых достигает сотни килограммов. Возможно, поэтому возникла версия, что строили этот удивительный комплекс не люди, а инопланетные пришельцы.
Археологи относятся к подобным слухам скептически. Скорее всего, говорят они, рабочие использовали специальную технику для строительства столь грандиозного сооружения. Известно, что камни брали с горы, которая находится на расстоянии около 300 метров от места строительства. Загадок в Акыртасе много. По одной из версий, это древний город Касрибас. Некоторые считают, что это не город вовсе, а отдельно стоящий дворец или огромная гостиница – караван-сарай. Архитектура строений напоминает гаремы, аналогичные уцелевшим строениям в Египте и Сирии.
В 1867 году этот памятник обследовал известный ориенталист П. И. Лерх, который считал Акыртас буддийским монастырем. В 1893 году это место посетил В. В. Бертольд, который знал легенды о памятнике и посчитал, что это монументальное сооружение не что иное, как постройка христиан, монастырь несторианцев. На эту мысль его натолкнули рассказы очевидцев, которые якобы видели каменный блок из Акыртаса, на котором было изображение рыбы – одного из символов христианства.
Здесь ежегодно работает научная экспедиция археологического института имени А.Х. Маргулана, под руководством К.М. Байпакова, специалистов республиканских предприятий «Казреставрация» и «Жамбылреставрация» Их удивляет не только величие сооружения, но и высокое мастерство древних архитекторов, точность математических расчетов архитектурных сооружений.
Кто мог осмелиться воздвигнуть здесь такое грандиозное сооружение? Среди казахстанских ученых бытует мнение, что таким человеком был арабский наместник Хорасана Кутейба ибн Муслим. Однако архитектура данного строения по стилю и характеру больше похожа на античную. Некоторые отдают предпочтение личности Александра Македонского.
Многие ученые занимались исследованием Акыртаса, но никто из них точно и однозначно не назвал ни времени его возведения, ни его назначения, ни причин неожиданного прекращения его строительства. Строительство этого города так и не было закончено. Его просто бросили: никаких следов жизнедеятельности человека, даже мусора, на территории главного строения нет. Этот город прекратил свое существование, так и не начав жить.
Музей Шелкового Пути
Не так давно в Таразе открылся музей истории Великого Шелкового пути. Музей разместился в здании памятника архитектуры начала XX века — бане Кали-Юнуса. По словам президента Жамбылского областного общественного фонда «Олкетану» Ерболата Баймурзина, это здание аулие-атинского периода пребывало до реставрации в аварийном состоянии. С декабря прошлого года реставрацию провели специалисты фонда и сотрудники государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза».
Музей действительно производит положительное впечатление. В залах выставлены находки и экспонаты, найденные на древних городищах от Тараза до Мерке. При музее действует учебный зал, в котором занимаются члены кружка истории и археологии. «Самым способным ученикам, избравшим специальности археологов, антропологов, архитекторов, фонд «Олкетану» оплатит учебу в вузе», — говорят сотрудники фонда.
В будущем фонд планирует открыть на базе памятника археологии «Городище древнего Тараза» первый в Центральной Азии международный научный центр по изучению взаимодействия оседлых и кочевых культур Евразии.
Древний Тараз
Под асфальтом и продовольственными ларьками центрального рынка, на глубине нескольких метров, по сей день остаются погребенными уникальные сооружения древнего мира. Казахстанские археологи верят, что настанет час, когда до логического завершения будут доведены исследования, начатые еще в 80-е годы 19-го века. Многократно планировались и несчетное количество раз откладывалось проведение археологических работ в Таразе: раскопка цитадели древнего города, консервация находок и превращение отреставрированных построек в музей под открытым небом.
Городище древнего Тараза, погребенное под землей, закатанное асфальтом и скрытое от наших глаз базарными застройками, имеет великое значение для всего научного мира археологии, — об этом не устает говорить известный в Казахстане археолог-краевед Кузембай Байбосынов. Он сокрушается по поводу того, что останки древнего города и старинных общественных зданий остаются под землей. «Там где сейчас идет торговля овощами, на глубине от двух до шести метров, находится центр древнего Тараза», — пишет в своих работах Байбосынов. Об уникальной истории Тараза любит говорить и директор Института Археологии имени А.Х. Маргулана профессор Карл Молдахметович Байпаков.
В средневековье, на территории современной Жамбылской области, на Великом Шелковом располагались города – Тараз, Джувикат, Нижний Барсхан, Хамукат, Оххум, Акыртас, Орнек, Кулан, Мерки и Аспара. Здесь находились древние стоянки эпохи бронзы, царские курганы саков и усуней, тюрские некрополи и галереи петроглифов. Особое место среди древних памятников Шелкового пути, несомненно, занимает средневековый Тараз. В письменных источниках он известен как Талас, или Янги – Талас. В VII веке он стал крупным городом, игравшим важную роль на трассе Шелкового Пути. Именно с этого времени распространяется известность о нем благодаря сведениям, содержащимся в маршрутниках, древних хрониках и географических сочинениях.
В 751 году Тараз был завоеван арабами, в 766 году вошел в состав владений карлуков, а в конце IX века подчинился саманидам. В 893 году, как пишут источники, Исмаил ибн Ахмад пошел войной на Тараз и перенес много трудностей. В конце концов эмир Тараза сдался на милость и с многочисленными декханами принял Ислам. В IX –X веках происходил дальнейший подъем экономики и культуры Тараза, чему способствовало его местоположение в центре богатой земледельческой долины, рядом с серебряными рудниками в горах Таласского Алатау.
Географ Х века Макдиси пишет: «Тараз – большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него есть ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот Медины большая река, за ней часть города, через нее есть проход. Соборная мечеть среди рынков». В 1212 году город подвергся разрушению, дабы не попасть в руки монголов. В середине XIII века Тараз был восстановлен. В это политически нестабильное время шла постоянная борьба и соперничество среди чингизидов. Разрушались города и поселения. Тараз не устоял и прекратил свое существование как населенный пункт в начале XV века. Оседлое поселение на этом мете продолжало существовать вплоть до XVIII века.
В 20-40 годы прошлого столетия проводились раскопки древнего городища, была обнаружена общественная баня, уникальная и весьма любопытная с точки зрения археологии. Я хочу заметить, что в древние времена баня являлась центром общественной жизни города. Это был своеобразный клуб и лечебное заведение. Сюда приходили в поисках общения и свежих новостей, здесь собирались любители игры в нарды. На стенах бани сохранились остатки живописной росписи, а полы этой постройки были выложены жженым кирпичом. Археологи также наткнулись на интересное сооружение – мечеть XI-XII века, которая первоначально была православным храмом, но была перестроена саманидами. Позже, в предвоенные годы местонахождение древнего городища было застроено. В 90-е годы археолог-краевед Байбосынов раскопал еще одну баню восточного типа. Обогрев бани обеспечивался за счет дымоходных каналов под полом. На тот момент ее не удалось законсервировать. Было принято решение засыпать баню и ждать лучших времен. Исследование древнего городища Тараз представляет коллосальный интерес не только для археологии Казахстана, но и для научных исследований в области истории и культуры народов Центральной Азии.
Но есть проблема и препятствие для работы археологов — городище находится под действующим центральным рынком, вопрос по выделению требуемого участка земли ныне действующего базара для археологических раскопок до конца не решен.
Сергей БАРАНОВСКИЙ, Тараз |